Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) призывает принять закон о продаже алкоголя онлайн, не дожидаясь конца эксперимента по продаже отечественных вин через сайт «Почты России», сообщают «Ведомости».
В обращении организации отмечено, что эксперимент необходимо сократить с трёх лет до года и распространить его не только на Подмосковье, но и на все регионы России, допустив к нему «хозяйствующие субъекты, обладающие необходимыми лицензиями, квалифицированным персоналом, а также опытом розничных продаж и экспресс-доставки».
Обращение направлено председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко 16 мая.
В ТПП считают, что в эксперименте с «Почтой России» есть «очевидные изъяны». Они связаны с доставкой вина через день, это условие не даёт возможности легальным продавцам конкурировать с теневым рынком. Представители палаты также призвали как можно скорее создать институт дистанционной торговли алкоголем, который будет контролировать государство.
«Проблема нелегального оборота алкогольной продукции в сети интернет, который, по оценкам экспертов, составляет десятки миллиардов рублей в год и имеет тенденцию к устойчивому росту, становится одним из наиболее серьезных вызовов, стоящих в настоящее время перед государством и обществом», — написано в обращении.
Проверять возраст покупателя в ТПП предлагают с помощью портала госуслуг. Получить заказ покупатель сможет при предъявлении QR-кода, сгенерированного на сервисе. Эта же система, как считают в ТПП, будет блокировать выдачу алкоголя в ночное время суток.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров поддерживает позицию представителей ТПП. По его словам, развитие онлайн-торговли имеет большой потенциал для отечественных производителей алкоголя. Он оценивает объём нелегальных онлайн-продаж спиртного на сумму в 15−20 млрд руб. в год.
По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артёма Соколова, три года для эксперимента — слишком большой срок. Нелегальный рынок стремительно растёт, за это время он может удвоить обороты и укрепить свои позиции, считает эксперт.
Эксперимент с продажей вина через интернет должен стартовать с 1 ноября 2023 года и завершиться 31 июля 2026 года. «Почта России» должна будет доставлять отечественное вино на конкретный адрес или в указанное покупателем почтовое отделение. При этом алкоголь вручат не ранее чем через 24 часа после оформления заявки.
К слову, по результатам опроса ВЦИОМ около 70% россиян не планируют покупать алкоголь в интернете. При этом 79% респондентов во время опроса впервые услышали о том, что законодательство не допускает онлайн-продажу спиртного.