80% онлайн-потребителей в России хотя бы раз в жизни заказывали еду через интернет, а 42% из них пользуются этой услугой минимум раз в месяц и чаще. При этом суммы чеков с заказа онлайн и в местах общественного питания сравнялись по размеру — 1250 и 1240 рублей соответственно, сообщается в исследовании Nielsen «Потребитель развлечений и еды вне дома».
Онлайн-заказ еды превращается в повседневный инструмент экономии денег и времени. Так, основная причина отказа россиян от похода в кафе и рестораны — рост цен в местах общественного питания (62%). Для каждого второго (52%) отказ связан с социальными факторами: нет свободного времени, компании или повода, а 31% признались, что стали реже посещать кафе и рестораны после того, как столкнулись с некачественным обслуживанием или едой.
Большинство респондентов обычно заказывают еду домой (90%), каждый четвертый — в офис. Те, кто предпочитают заказывать еду онлайн, делают это по нескольким причинам: 31% — потому что не хотят готовить, 30% — хотят съесть определенное блюдо (суши, роллы, пицца), 18% — в связи с особенным событием или чтобы разнообразить ежедневный рацион.
Около 90% респондентов посещают места общественного питания как минимум однажды в течение года, а каждый второй (55%) — как минимум раз в месяц. В качестве альтернативы питанию вне дома опрошенные выбирают приготовление еды в домашних условиях (57%) либо переключаются на другие активности, не связанные с едой (32%), например, походы в кино или на выставки. Все чаще потребители организовывают встречи с друзьями дома, где готовят самостоятельно или заказывают еду онлайн.
Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия:
Развитие онлайн-форматов на рынке происходит все активнее, и сфера доставки еды не исключение. Аудитория и доходы фудтех компаний продолжают расти из года в год на 20−30%, а заказ еды онлайн все прочнее входит в привычку у потребителей. В России у этой сферы большой потенциал развития, и игроки рынка, чувствуя это, переосмысливают модели бизнеса и осваивают новые для себя направления. Среди наиболее заметных трансформаций в этой области — выход на рынок доставки еды из кафе и ресторанов одного из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, который планируется в середине 2019 года. Это яркий пример того, как компания учитывает в своей стратегии пользовательский опыт и становится многофункциональной площадкой, на которой можно быстро и удобно купить и новые кроссовки, и ужин.
Онлайн-агрегаторы доставки еды занимают 20% от всего российского рынка. Первый по популярности сервис — Delivery Club и интегрированный с ним ZakaZaka. Их доля на рынке по итогам 2018 года достигла 44%. Вторым на российском рынке доставки стал сервис «Яндекс.Еда», запущенный в феврале 2018 года.
Напомним, по данным исследования NPD, в 2018 году средний чек заведений общественного питания почти не изменился по сравнению с прошлым годом. При этом россияне стали чаще ходить в рестораны. Стремящиеся экономить посетители все более придирчиво смотрят меню, отказываются от алкоголя и прохладительных напитков, ждут скидок и спецпредложений.
Исследование «Потребитель развлечений и еды вне дома» было проведено в ноябре 2018 года методом онлайн-опроса среди 1200 потребителей, которые посещают развлечения и едят вне дома. Выборка отражает половозрастную структуру онлайн-населения в России. Исследование фокусируется на деталях поведения потребителей в сфере развлечений и еды, фокусируясь на факторах успеха, сравнению 13 различных каналов еды вне дома по группам рестораны, еда на ходу и развлечения.