Sostav.ru
29.06.2020 в 13:00

Треть россиян за время карантина потеряли более половины дохода

Publicis Groupe Russia и OMI провели исследование потребительского поведения во время карантина

Publicis Groupe Russia и исследовательская компания Online Market Intelligence (OMI) провели исследование потребительского поведения разных возрастных групп в период самоизоляции, также сравнили ожидания россиян после отмены всех ограничений. В опросе приняли участие более 1 тыс. человек старше 18 лет.

Доходы потребителей резко уменьшились

Кризис существенно повлиял на динамику и перспективы развития всех отраслей бизнеса, чем вызвал серьезные изменения во всех сферах, в том числе на рынке труда. Только у трети россиян доход остался на докризисном уровне, а еще треть потеряли до 25% своего ежемесячного дохода.

Сильнее остальных пострадали москвичи. Почти треть респондентов потеряла половину или весь свой постоянный доход, и только 27% сохранили его на докризисном уровне.

Порядка 5% респондентов уже сменили работу или сферу деятельности, а 31% планируют это сделать. При этом в возрастной группе 35−44 сменивших работу почти в два раза больше — 8%, и именно в этой группе высокий процент потерявших доход, как и в группе 45−54.

Коронавирус заставил россиян начать откладывать деньги

Кризис обнажил тот факт, что население России практически не имеет сбережений и не готово к форс-мажорам. Только у 8% есть существенные накопления, у 46% - лишь небольшие сбережения, у остальных 46% сбережений нет. При этом менее подготовленными оказались именно люди в возрасте 35−44 года, чей доход пострадал сильнее, чем у других.

Теперь же около двух третей населения — а среди возрастной группы 18−24 года и вовсе 70% -, несмотря на снижение дохода, собираются откладывать часть заработка на будущее, опасаясь второй волны пандемии.

Люди экономят на всем, кроме своего здоровья

Сложившийся из-за COVID-19 кризис нельзя назвать обычным, так как он вызван не экономическими проблемами, а эпидемиологической ситуаций. И самые большие потребительские изменения затрагивают в первую очередь категории здоровья и питания.

В связи с сокращением доходов у населения, многие ограничивают себя даже в основных продуктовых категориях. Чаще всего совсем отказываются или стараются реже покупать косметику, парфюмерию, сладости и мясные полуфабрикаты. Потребители не сократили частоту покупок, но перешли на более дешевые бренды при покупке бытовой химии, кофе, чая и средств личной гигиены. Однако во всех возрастных группах собираются приобретать больше свежих овощей, фруктов и молочной продукции.

Также россияне с нетерпением ждут возможности поехать на отдых: 22% готовы поехать в отпуск по России сразу же после снятия ограничений, а 7% - за рубеж. Кроме того, 17% планируют поездки на осень. Однако подавляющее большинство либо отложили планы на 2021 год (22%), либо ничего не планировали (38%).

Россияне разных возрастов по-своему реагируют на кризис

Самые молодые респонденты — 18−24 года — собираются чаще заниматься собой: ходить в спортзал, парки, салоны и на массажи, а также намерены получать больше новых впечатлений в кино, театрах и на концертах. Однако молодые люди также планируют реже посещать рестораны, в том числе фастфуд. При этом они планируют чаще готовить (64% - выше только у 55+) и питаться дома, включая не только приготовленные, но и доставленные блюда (67%).

В период изоляции 14% из них регулярно использовали сервисы доставки готовой еды и 10% намерены продолжать пользоваться после локдауна — это наиболее высокая доля из всех возрастных групп. Также именно среди молодых людей наиболее высока доля тех, кто намерен увеличить количество овощей и фруктов в своем рационе (72%) и принимать витамины (55%).

Респонденты в возрасте от 25 до 34 года также намерены активнее заниматься спортом, чаще посещать салоны и медицинские центры, существенно сократить потребление фастфуда. Именно среди этой группы больше всего желающих насовсем отказаться от ресторанов быстрого питания.

Если говорить о ресторанах в целом, то есть увеличение доли тех, кто планирует посещать ресторан не реже 2−3 раз в месяц. Также представители этой возрастной группы собираются чаще ходить в кино, театры и на концерты. Виной всему — дефицит впечатлений в локдауне и ограничения на поездки. Также для этой возрастной группы наиболее характерен интерес к продолжению онлайн обучения — они намерены чаще использовать онлайн-курсы.

Солидарны с остальными по поводу планов на спорт жители России в возрасте от 35 до 44 лет. В этой группе респонденты чаще всего вынуждены ограничивать себя ввиду сильного влияния кризиса на доходы. Они в значимой степени планируют отказаться от ресторанов, фастфуда, баров и даже кофеен. Но на салоны красоты и бьюти процедуры это ограничение не действует. Интересно, что в этой группе 8% начали заказывать готовую еду в период изоляции, и большинство не намерены от этого отказываться. Представители этой возрастной группы активнее других планируют использовать онлайн-обучение, что связано с необходимостью поиска новой сферы деятельности и заработка.

Группа 45−54 года больше остальных регулярно занимались спортом и до пандемии. Они намерены полностью вернуться к спортивному режиму и значительно чаще посещать парки. Как и большинство остальных, собираются реже посещать места общественного питания — от ресторанов до кофеен, чаще есть и готовить дома. Но такая экономия не касается кино, театров, концертов и салонов красоты, их они намерены посещать также часто, как и до локдауна. В этой группе существенно ниже желание начать делать накопления на будущее (54% при среднем 63%), что объясняется большими накоплениями, по сравнению с более молодыми поколениями.

Для жителей старше 55 лет характерно меньшее количество изменений, они и до кризиса реже других посещали различные заведения. Однако они собираются почаще заходить в салоны красоты, спа и посещать массажистов.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.