Деловая организация «Опора России», представляющая малый и средний бизнес, предложила регулировать деятельность крупных онлайн-ритейлеров, чтобы исключить с их стороны дискриминацию пользователей, а также давление на ценовую политику поставщиков маркетплейсов, пишут «Ведомости».
Речь о таких российских и зарубежных платформах, как Wildberries, AliExpress, Ozon, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет», eBay и других. По замыслу экспертов, маркетплейсы должны будут публиковать принципы, по которым они составляют рейтинги продавцов и очередность показа товаров в поиске.
Также разработчики концепции предлагают запретить платформам требовать от малого и среднего бизнеса гарантированно низких цен и лучших условий продажи товаров, утвердить перечень информации, обязательной к раскрытию, и создать внутреннюю систему для жалоб и заявлений пользователей.
За первое нарушение предусмотрено предупреждение, а при повторном случае — штраф. Для лидеров рынка может быть применён «оборотный» штраф (процент от выручки компании), для остальных платформ фиксированная сумма от 500 тыс. до 1 млн руб.
Директор ООО «Адаптер» и предправления «Кластера легкой промышленности Кировской области» Владимир Сунцов рассказал изданию, что некоторые онлайн-ретейлеры могут не выдавать накладные при отгрузке товара. Поэтому если товар потеряется, доказать, что он был доставлен невозможно.
Другая проблема заключается в непрозрачной системе движения товаров. Так, по словам Сунцова, товар может быть снят с продажи для инвентаризации на неопределенный срок. Большинство опрошенных изданием представителей электронной коммерции выступило за саморегулирование внутри отрасли.
В октябре Федеральная антимонопольная служба направила письмо в Аналитический центр при правительстве, в котором выступила против предустановки на смартфоны российских маркетплейсов, сервисов электронных и аудиокниг, а также аудиостриминговых сервисов.
В сентябре против предустановки приложений маркетплейсов выступили российские игроки на рынке электронной коммерции. Представители бизнеса считают, что критерии отбора среди маркетплейсов написаны под Wildberries и угрожают конкуренции.