Экспертный совет при правительстве России предложил в 2,5 раза сократить количество торговых точек на территории страны, в которых ведется торговля алкогольной продукцией и табачными изделиями, сообщают «Известия».
Меры по сокращению числа торгующих алкоголем и табаком магазинов до 50 точек на 100 тыс. человек могут быть приняты для реализации целей нацпроекта «Демография». К 2030 году средняя продолжительность жизни граждан России должна вырасти до 80 лет, поэтому нужно добиться того, чтобы люди меньше пили и курили, а ценовые, временные и пространственные ограничения эксперты считают эффективными методами. Так, предложено установить на федеральном уровне лимит количества лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от числа жителей. Точки продаж табачной продукции следует сократить, ограничив их количество на определенной площади.
Член Экспертного совета Дарья Халтурина напомнила, что сейчас на 100 тыс. человек приходится более 120 магазинов. К примеру, в Скандинавии на это же число приходится около 15 магазинов.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что в России пока невозможно реализовать скандинавскую модель продаж водки. «Для нашей страны напиток остается стратегическим товаром, цены на который снижают в кризис», — отметил он.
Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов подчеркнул, что доля алкоголя в выручке магазина оставляет 10−20%, в кризис она достигала 25%. В обоих случаях речь идет о достаточно существенных цифрах. Для сравнения: доля молочной продукции, а также категории «фрукты-овощи» составляет по 10% каждая.
Любой продуктовый магазин стремится получить лицензию на продажу спиртных напитков, продавцы за нее бьются. Ведь алкоголь не только имеет существенную долю в выручке, но и формирует дополнительный трафик покупателей. Человек, покупающий спиртное, всегда заинтересуется и продуктами, отмечает Карпов.