В России может появиться единая система учета просмотров контента и показов рекламы в интернете. Такую идею сейчас обсуждают сотрудники администрации президента и профильные чиновники, сообщают «Ведомости» со ссылкой на сотрудников нескольких ведомств.
Концепция интернет-учета только обсуждается, есть очень разные идеи о том, как может работать такая система и какие данные собирать. Например, она может строиться по аналогии с системой измерений ТВ-аудитории, которой пользуются все российские телеканалы, и госсистемой учета кинобилетов (ЕАИС), в которую кинотеатры обязаны передавать данные по каждому киносеансу. По словам источников, чиновники уже консультировались по этому вопросу с несколькими крупнейшими медиакомпаниями — как телевизионными, которые все чаще распространяют свои сериалы и шоу в сети, так и с интернет-площадками.
Аудиторию пользователей рунета и аудиторию крупнейших площадок с 2016 года считает официальный медиаизмеритель Mediascope. Но при размещении баннеров и роликов в сети рекламодатели вынуждены чаще всего пользоваться данными самих площадок или специальных интернет-счетчиков, прежде всего счетчиками «Яндекса» и Google. Онлайн-площадки неохотно публикуют детальную информацию о своих пользователях, так как опасаются утечек персональной информации и недобросовестного ее использования.
Такая разрозненная информация об интернет-аудитории чиновников не устраивает по нескольким причинам. Универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории необходима как рекламодателям, так и производителям контента, уверен замминистра связи Алексей Волин. Рекламодатели страдают из-за того, что в интернете им приходится иметь дело с разрозненными данными, соглашается руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Кроме того, данные по интернет-аудитории сейчас мало коррелируются с данными по телезрителям, что также препятствует развитию медиаиндустрии, добавляет он.
Еще одна возможная задача такого государственного интернет-счетчика — мониторинг показов интернет-рекламы для целей налогообложения, рассказали два собеседника «Ведомостей». Федеральная налоговая служба заинтересована в сборе данных о рекламных доходах интернет-компаний, в том числе иностранных интернет-холдингов, знают они. Наконец, сбор данных по интернет-аудитории призван решить управленческие задачи самого государства, которое хочет четко понимать, какой контент смотрят ее граждане в сети, какие интернет-площадки оказывают наибольшее влияние на общественное мнение.
Если счетчик установят несколько крупнейших площадок, он станет таким же «золотым стандартом» индустрии, как сейчас данные Mediascope для ТВ, рассуждает Волин, тогда те площадки, которые от него откажутся, начнут терять рекламодателей. Вопрос достоверных данных по интернет-аудитории крайне актуален для рекламодателей, ведь их совокупные инвестиции в рунет уже превышают затраты на продвижение в телеэфире, соглашается исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.
Напомним, в ноябре Роскомнадзор выберет уполномоченную организацию по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов. Трехлетний контракт с нынешним исполнителем, компанией Mediascope подходит к концу. За статус единой уполномоченной организации планируют бороться Mediascope, «Агентство 2» и MediaHills.