Российские банки закончили «войну кешбэков» в 2020 году и больше не стремятся предложить самый выгодный возврат части пользовательских транзакций. Аналитики из Frank RG опубликовали результаты исследования «Банковские карты и reward-программы в России 2021» — они выяснили, что теперь организации не стремятся привлечь новых клиентов за счет поощрения активности.
Эксперты проанализировали условия 894 карт российских банков (они составляют 97% рынка кредитных и 93% рынка дебетовых карт по объему портфелей) и заметили: в 2020 году вместо повышенного кешбэка банки предлагают фиксированный процент возврата по дебетовым картам. Для кредитных карт преимуществом стал беспроцентный период, а программы лояльности постепенно исчезли.
Авторы исследования полагают, что в будущем бонусы в виде программ лояльности будут актуальны только для состоятельных клиентов, которые будут совершать много транзакций и за счет этого получать возврат. Сейчас доходность по бонусам составляет только 0,15−1,5%, а четверть кредитных карт и вовсе их не имеет.
В 2020 году кредитные организации вернули клиентам 114 млрд руб. по программам лояльности, что на 30% больше, чем в 2018 году. По прогнозам аналитиков, конец конкуренции за счет кешбэков приведет к тому, что пользователи оставят себе одну карту, которая требует меньше затрат на обслуживание.
Несмотря на результаты исследования, банки еще не полностью отказались от программ лояльности и до сих пор используют бонусы как аргумент в рекламных кампаниях. Например, «СберМегаМаркет» выпустил кавер на песню «Экспонат» группы «Ленинград», и заменил строчку в припеве на «и восхитительный кешбэк».