Почти 15 лет Тимур Юнусов, получивший известность как Тимати, вместе со своими партнерами строил бизнес под брендом Black Star. Однако в 2020 году случилось то, что никто не мог представить себе в 2019-м — артист ушел из музыкального проекта ради собственной компании ООО «Ракета», чья деятельность сосредоточится на венчурных инвестициях. В интервью Sostav Тимати рассказал о том, что его вдохновило на новую деятельность, а также о собственной модели продвижения компаний, которая ляжет в основу нового бизнеса музыканта.
Это ваше первое интервью в 2021 году. Расскажите, какие впечатления остались от 2020-го?
Это был незабываемый год во всех отношениях. Особенно, наверное, для артистов и всех, чей бизнес связан с массовыми скоплениями людей. Мои дела тоже пострадали в известной степени, но я считаю, все, что ни делается, — к лучшему. 2020 год положил конец многому из того, что должно было завершиться уже давно. Я прекратил сотрудничество со своими партнерами по музыкальному лейблу Black Star и хочу сконцентрироваться на других вещах.
Закончилось сотрудничество или ваши с партнерами дружеские отношения?
В таких случаях обычно говорят, все сложно. Я знаю ребят — партнеров Пашу и Вальтера — с самого детства, и бизнесом вместе мы занимаемся уже давно. За столько лет, конечно, скопилось большое количество взаимных ожиданий, которые по разным причинам не всегда получалось оправдать. И когда эти ожидания становятся диаметрально противоположными, я считаю, надо расходиться, чтобы не связывать этим грузом жизнь друг друга.
Так и произошло в бизнесе. Что будет с отношениями — решит время. Я рад, что у меня появилось время на то, чем я всегда хотел заниматься.
И чем же вы всегда хотели заниматься, но не могли делать это в Black Star?
Не то чтобы не мог делать в Black Star, скорее просто катастрофически не хватало времени. Время — наш основной ресурс. Чем старше становишься, тем отчетливее это понимаешь.
В какой-то момент я понял, что могу потратить одинаковое количество времени на продюсирование артиста и на продюсирование стартапа или продукта. Только в первом случае существует человеческий фактор и огромные риски, что ему «снесет крышу» в зените славы или когда закончится контракт. В случае со стартапом таких рисков гораздо меньше и нет ограничений по продюсерскому контракту.
По сути же венчурный и шоу-бизнес очень похожи своими рисками. И там, и там в случае неудачи проекта ты теряешь все. Чтобы диверсифицировать риски необходимо заниматься селекцией артистов или стартапов, развивать сразу несколько проектов, чтобы хотя бы один «выстрелил» и компенсировал потери по остальным. Взвесив все за и против я решил, что хочу продюсировать крутые продукты, а не артистов.
Что вы подразумеваете под «продюсировать продукты»?
Не думаю, что это что-то новое для мира, но для России — возможно да. Как артист и продюсер я четко прослеживаю использование инструментов шоу-бизнеса многими стартапами. Мне интересно наблюдать за проектами Илона Маска, хотя с точки зрения бизнеса не все из них однозначны. Мне кажется, Илон талантливый продюсер и шоумен, а его аудитория — это не только обычные люди, но и инвесторы, которые голосуют за его проекты долларом.
Возможно именно потому, что на западе сильная экспертиза в продюсировании массовой культуры, им удается создавать легендарные продукты и стартапы. Мне бы очень хотелось, чтобы больше российских проектов становились легендарными на мировом уровне
На фоне развития Black Star сформировался богатый опыт продюсирования. Кто бы что ни говорил, но нам удалось конкурировать с мировыми брендами в сложных отраслях: шоу-бизнесе, индустрии развлечений и на рынке фастфуда. Я хочу применить этот опыт для развития отечественных стартапов.
Что конкретно вы собираетесь делать на венчурном рынке? Зачем вам компания «Ракета»?
Прежде всего мне интересны проекты в e-commerce, индустрии развлечений и смежных отраслях. Также я рассматриваю проекты по направлениям здоровье и wellness.
Компанию «Ракета» я создал для работы с венчурными инвестициями. Слово «Ракета» — это образ того, что мы хотим сделать с портфельными проектами — вывести на высокую стабильную орбиту популярности и капитализации.
На ранних стадиях развития я готов инвестировать в проекты собственные деньги. Для проектов с устойчивой бизнес моделью, находящихся на стадии масштабирования, я готов также привлекать инвестиции от своих партнеров, а также осуществлять экспертную поддержку по линии маркетинга, PR и продюсирования. В отдельных случаях, если проект идеологически очень близок ко мне, я готов задействовать платформу своего личного бренда чтобы сделать его популярным.
Судя по выписке из ЕГРЮЛ, вы недавно купили долю в компании «Телестар Медиа». Это одна из венчурных инвестиций?
Да, я инвестировал в мобильное приложение для онлайн-шопинга StreamSale. Мы создаем платформу для стримсейлеров, которая позволяет продавать товары в формате видеостримов в России и СНГ, а в перспективе и во всем мире.
Сама идея не нова, и в мире уже сотни тысяч стримсейлеров на различных площадках успели сделать состояние на казалось бы простой механике — они честно и интересно рассказывают о преимуществах продукта в видеотрансляции. А как известно люди, доверяют людям. Лучшим стрисейлерам уже сейчас доверяют миллионы.
Вообще мы живем в интересное и непростое время, когда все меняется и мы сами должны меняться. Судя по всему, в новой реальности тик-токеров, блогеров и локдаунов изменятся и продажи. Несмотря ни на что люди хотят покупать у людей, а не через бездушные формы онлайн заказа. Именно для этого создавалось приложение StreamSale. Я считаю, что у онлайн-продаж должны быть свои герои и звезды. Именно для этого я активно подключаюсь к продвижению этого стартапа.
Какие еще инвестиции планирует осуществить «Ракета»?
В последнее время я познакомился со многими по-настоящему крутыми командами и их проектами. Никогда не думал, что меня так затянет — это целый новый мир. В России большое количество талантов и прорывных идей, которым просто нужна поддержка. Не только инвестиции, но где-то и экспертиза в упаковке и продвижении. Я думаю что венчурное направление в моем бизнесе будет ключевым в ближайшие несколько лет.
В данный момент большой интерес у меня вызывает видеоконференцсвязь. Если честно, я не очень понимаю, почему в России школьники, студенты и государственные организации используют исключительно иностранные сервисы и решения. Я видел наши аналоги и знаю их создателей. Не вижу ни одной объективной причины, почему отечественные программы хуже иностранных.
Это касается многих проектов на которые я успел обратить внимание. Будем такие ситуации пытаться исправить и делать наши продукты популярными хотя бы у нас дома — это очень важно.
Реализация всего, о чем вы говорите, требует больших усилий. Кто сейчас в вашей команде?
Наверное это главный вопрос. Пока у меня совсем небольшой офис по штату, однако этого достаточно, чтобы обслуживать текущие проекты. Я также обращаю особое внимание на команду проектов, для меня важно чтобы в своем вопросе они были максимально самодостаточны. У меня есть юридический партнер — Nevsky IP Law, который имеет серьезную экспертизу на венчурном рынке. И еще несколько партнеров, которые представляют ядро “Ракеты”. Но я открыт к сотрудничеству. Уверен, что после этого интервью возникнут новые интересные связи.