«Яндекс» опубликовал свой первый отчет о прозрачности (transparency report), в котором раскрыл количество запросов со стороны российских госорганов и рассказал, какую информацию передает властям. Всего за первое полугодие 2020 года «Яндекс» получил более 15 тыс. запросов и удовлетвоил 84% из них (это около 12 900 тыс. запросов).
Больше всего властей интересовали данные «Почты» и «Паспорта» (8,9 тыс.), «Такси» (5,2 тыс.) и «Драйва» (700 запросов). Как утверждают в компании, рассматриваются только те запросы, которые пришли по официальным каналам и соответствуют всем формальным требованиям.
Запрашивать информацию могут МВД, Следственный комитет, прокуратура, ФАС, ФТС, суды и некоторые другие органы. По закону, «Яндекс» обязан предоставить информацию и не может предупредить пользователя о поступившем запросе. Иначе ему грозит штраф или приостановление работы. В компании заверили, что доступ к содержимому почтового ящика или личной переписке предоставляется только по судебному решению.
В компании рассказали, что в «Паспорте» находятся основные регистрационные данные пользователя. «Очень часто запросы к тому или иному сервису сводятся к предоставлению данных из «Яндекс.Паспорта». Например, это может быть запрос о пользователе, который использовал один из сервисов «Яндекса» для мошенничества», — сказано на сайте компании.
«Самое важное — и это касается любых наших сервисов — мы всегда выдаем минимально необходимые данные. Это всегда индивидуальный случай для каждого запроса», — рассказал глава пресс-службы «Яндекса» Илья Грабовский изданию Meduza.
Компании не обязаны раскрывать данные о запросах, но подобная практика появилась много лет назад среди международных компаний. Например, Google добавил Россию в свой отчет еще в 2011 году. В 2019 году Facebook отчитался об 11 запросах от силовиков.