«Яндекс» отчитался о финансовых результатах за четвёртый квартал и весь 2023 год. Общая годовая выручка IT-компании увеличилась на 53% по сравнению с 2022-м и составила 800 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль показала рост на 155% год к году, превысив 27,4 млрд руб.
Выручка «Яндекса» в четвёртом квартале прошлого года выросла на 51%, до 249,6 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль за тот же период оказалась на уровне 11,8 млрд руб., по этому показателю компания не раскрыла динамику.
Число сотрудников компании в 2023 году увеличилось на 26%, теперь их 26,4 тыс. человек. «Это связано с ускорением темпов найма [бизнес-групп] «Поиска и портала», «Плюса и развлекательных сервисов» и ростом других бизнесов», — сказано в отчёте.
Также в документе указано, что совет директоров нидерландской Yandex N.V. единогласно одобрил продажу своих российских активов за 475 млрд руб. В рамках соглашения новой головной структурой «Яндекса» станет калининградское МКАО «Яндекс», а зарубежному бизнесу отойдут стартапы Nebius, Toloka, Avride и TripleTen.
«Поиск и портал»
В четвёртом квартале 2023 года выручка в сегменте «Поиск и портал» (в него входят «Поиск», «Геосервисы», «Погода» и ряд других сервисов в России, Беларуси и Казахстане), на который приходятся почти все рекламные доходы «Яндекса», выросла на 45% год к году, до 101,1 млрд руб., а за вычетом вознаграждения партнёрам — на 43% по сравнению с аналогичными показателями год назад. За весь 2023 год выручка сегмента увеличилась на 49% год к году — до 337,5 млрд руб. против 226 млрд руб. за 2022-й.
В компании рост связывают с результатами как «Поиска», так и «Рекламной сети Яндекса» «на фоне постоянных инвестиций в развитие и повышение эффективности рекламных продуктов и технологий, а также расширение рекламного инвентаря».
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA в четвёртом квартале 2023 года составила 49,7%, тогда как в четвёртом квартале 2022-го этот показатель составлял 52,8%. «Динамика показателя год к году объясняется инвестициями в новые продукты и технологии, в том числе генеративные нейросети, и ростом соответствующих расходов на персонал и маркетинг, а также эффектом низкой базы 2022 года, когда мы значительно сократили затраты», — отметили в компании.
Согласно отчёту, общая поисковая доля «Яндекса» (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале составила в среднем 63,8% — на 1,2 процентных пункта (п. п.) выше, чем в четвёртом квартале 2022 года. По данным аналитического сервиса «Яндекс Радар», в России поисковая доля на устройствах на базе Android в четвёртом квартале составила 63,5% — на 1,5 п. п. выше по сравнению с четвёртым кварталом 2022 года.
Доля поисковых запросов к «Яндексу» в России на устройствах на базе iOS в четвёртом квартале составила 51,2% — на 3,2 п. п. выше в сравнении с четвёртым кварталом 2022 года.
Доля поисковых запросов с мобильных устройств в четвёртом квартале составила 69,5% от всех поисковых запросов к «Яндексу». Трафик с мобильных устройств обеспечил 62,5% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска, указано в отчёте компании.
Электронная коммерция, райдтех и доставка
Товарооборот на сервисах электронной коммерции («Маркет», «Лавка» в России и доставка продуктов в «Еде» и «Маркет Деливери») в четвёртом квартале вырос на 46% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года, составив 163,9 млрд руб. За 2023 год показатель увеличился на 64% и достиг 503,3 млрд руб.
Доля товарооборота сторонних продавцов на «Яндекс Маркете» в четвёртом квартале достигла 90%, для сравнения: в четвёртом квартале 2022-го этот показатель находился на уровне 81%. Количество наименований товаров к концу четвёртого квартала составило 57,1 млн против 41,7 млн в конце четвёртого квартала 2022 года.
Количество активных продавцов (совершили не менее одной продажи за месяц до отчётной даты) в четвёртом квартале выросло на 79% год к году, до 78,1 тыс., покупателей — на 33%, до 18,5 млн человек.
Валовая стоимость заказов в направлении «Райдтеха» в четвёртом квартале выросла на 50% год к году за счёт роста числа пользователей и увеличения доли поездок по тарифам выше «Эконома» в связи с тем, что предложение на рынке новых автомобилей сместилось в сторону машин более высоких классов.
«Плюс и развлекательные сервисы»
В сегмент «Плюс и развлекательные сервисы» входят единая подписка на сервисы «Яндекса» — «Плюс», «Яндекс Музыка», «Кинопоиск», «Букмейт», «Яндекс Афиша», а также продюсерский центр «Яндекс Студия». Квартальная выручка сегмента выросла на 72%, до 20,6 млрд руб. За год показатель увеличился на 110% и составил 66,8 млрд руб. Рентабельность бизнес-группы остаётся положительной третий квартал подряд: скорректированный показатель EBITDA в четвёртом квартале составил 0,3 млрд руб., по году показатель превысил 2,9 млрд руб.
Число подписчиков «Плюса» в четвёртом квартале выросло на 58% год к году, до 30,4 млн человек.
Как отметили в компании, рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки «Яндекс Плюс» (67% год к году) на фоне увеличения общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф «Плюс Мульти», а также дополнительных опций. Кроме того, на рост выручки повлияла «хорошая динамика других доходов», в том числе от рекламы.
За прошедший год «Яндекс Афиша» продала 17,6 млн билетов — на 71% больше, чем в 2022 году. Основную часть билетов (11,8 млн) сервис продал напрямую пользователям на своих ресурсах (сайте и мобильном приложении), а также на сервисах «Яндекса». Это на 82% больше, чем годом ранее. Оборот прямых продаж «Яндекс Афиши» на своих ресурсах в 2023 году составил 18,5 млрд руб., что на 121% больше, чем в 2022 году.
По итогам третьего квартала 2023 года выручка «Яндекса» в сегменте «Поиск и портал» выросла на 48%. Тогда общая выручка компании увеличилась на 54% и составила 204,8 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль оказалась на уровне 3,4 млрд руб. Показатель скорректированной EBITDA в отчётном периоде составил 26,5 млрд руб.