Президент России Владимир Путин подписал закон о запрете рекламы у иностранных агентов. Документ опубликован на официальном портале правовой информации РФ.
Закон, разработанный депутатами Госдумы, устанавливает запрет на размещение рекламы на любых информационных ресурсах иноагентов. При этом цитирование в СМИ материалов иноагентов не будет подпадать под действие новых норм.
Документ также не позволяет рекламировать сами ресурсы иностранных агентов на сайтах, в блогах, соцсетях и СМИ. Ответственность за нарушение данных требований будут нести рекламодатель и рекламораспространитель.
Штрафные санкции за размещение рекламы для иноагентов составят до 50 тыс. руб. — для граждан, до 500 тыс. руб. — для юрлиц. В случае повторного нарушения иноагенту будет грозить до двух лет лишения свободы. Штрафы для рекламных компаний и СМИ составят до 300 тыс. руб.
Ярослав Панков, CEO AdChampagne :
Я думаю, часть блогеров-иноагентов на первое время найдёт способы обходить новый закон, перепродавая каналы, снимая ассоциацию физлица-иноагента и юрлица-получателя платежей. Затем, скорее всего, правоприменительная практика с парой громких дел это «прикроет».
Арсений Балашов, руководитель Telegram-направления исследовательского центра Feedback :
Влияние закона о запрете рекламы у иноагентов стоит оценивать после наличия соответствующих прецедентов. Пока не будет показательной порки, кардинальных изменений в момент ждать не стоит. Бывает так, что закон приняли, а за его выполнением следить фактически некому. В данном случае, если сведения о рекламе в ЕРИР отследить довольно просто, то отследить рекламу без маркировки будет уже проблематичнее. А её все ещё довольно много. Это нужно мониторить все ресурсы иноагентов, пересматривать их контент на предмет наличия такой рекламы. Пока непонятно, кто этим будет заниматься, и будет ли вообще.
Безусловно, крупные рекламодатели будут сокращать взаимодействие с иноагентами. Им дороже репутация. Однако это не означает, что иноагенты останутся совсем без рекламных доходов. Тем более, что штрафные санкции за нарушения не такие большие.
Тимур Ахмедов, руководитель проектной команды Ассоциации блогеров и агентств (АБА):
Сразу можем отметить, что мы как ассоциация не видим для рынка инфлюенс-маркетинга рисков. Блогеры со статусом иноагентов представляют не более 1% от всего рынка инфлюенс-маркетинга. К тому же эти блогеры давно рекламируют либо иностранные компании, либо образовательные продукты (но они массово закупают рекламу у большого количества блогеров).
Вадим Мельников, директор по цифровым технологиям АДВ :
По данным Роскомнадзора, в прошлом году на рекламу у иностранных агентов рекламодатели потратили 133 млн руб., что составляет 0,023% от общего объёма рекламного рынка. Соответственно, принятие закона о запрете рекламы у иноагентов существенно не повлияет на объёмы рынка и бюджеты рекламодателей.
В АДВ уже давно действует процедура проверки службой безопасности контрагентов, включая проверку на статус иностранного агента. Несмотря на то, что до сегодняшнего дня в законодательстве не было формального запрета на рекламу у иноагентов, наша служба безопасности не согласовывала работу с такими контрагентами. Поэтому принятие данного закона не окажет влияния на наши внутренние бизнес-процессы и объём рекламных размещений.
Законопроект о запрете размещать рекламу на ресурсах иноагентов внесли на рассмотрение нижней палаты парламента 395 депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным 15 февраля. А уже 28 февраля парламентарии в финальном третьем чтении приняли документ. На прошлой неделе закон о запрете рекламы у иноагентов единогласно одобрили в Совфеде.
5 марта стало известно, что Госдума работает над проектом запрета выплат иноагентам вознаграждений по авторским и смежным правам. Документ почти готов, его могут рассмотреть в нижней палате парламента на следующей неделе.