Иностранные бренды, торгующие непродовольственными товарами в розницу и ушедшие с российского рынка, понесли убытки в виде недополученной прибыли на общую сумму более $1,3 — $1,5 млрд. С учётом приостановивших работу магазинов сетей, не объявивших об уходе из России, сумма может составлять $2 млрд. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, которые сопровождали закрытие бизнеса ряда сетей.
Самые «ощутимые потери» понесли испанская группа Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull & Bear, Massimo Dutti), шведский фэшн-ритейлер H&M и сеть магазинов товаров для дома IKEA. По данным издания, на их долю приходится более $1 млрд убытков.
По словам партнёра «Яков и партнёры» (ранее McKinsey) Дмитрия Водянникова, уход из России не сильно повлиял на глобальный бизнес сетей, поскольку продажи в стране составляли лишь 3−5% от общей выручки.
Среди брендов, которые не объявили об уходе, но закрыли магазины в России более года назад, «заметные убытки» может нести японская Uniqlo, у которой в последние годы росли продажи в России, считает один из собеседников «Ъ».
По мнению советника практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation Руслана Петручака, основной причиной ухода почти половины зарубежных компаний стали ограничения внешнеторговых операций с Россией, изменение курса валют, сбои в логистике, а также сложности с переводами денежных средств. Только для части компаний такое решение было связано с необходимость минимизировать репутационные риски, уточнил эксперт.
Петручак отмечает, что для многих из ушедших брендов российский рынок не являлся приоритетным, поэтому и было принято такое «радикальное решение».
Минимизировать потери от ухода из России компании будут за счёт повышения присутствия на популярных для них направлениях, а также активным участием в e-commerce, считает Петручак.
Группа Inditex в октябре 2022 года продала свой бизнес в России ближневосточным инвесторам. Накануне заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что правкомиссия по контролю за иностранными инвестициями согласовала эту сделку.
Российские активы Zara сможет купить компания Fashion And More Management, которая планирует перезапустить магазины под новыми брендами. Вскоре под новыми названиями откроются более 200 магазинов, которые были у Inditex. При этом год назад у холдинга насчитывалось около 515 точек продаж в России.