В последнее время уровень ложной информации в итернете вырос. Некоторые из новостей содержат непроверенную или недостоверную информацию, другие — доходят до оскорблений. Руководитель юридической компании «Апостол права» Марина Новопашина рассказала Sostav, что предпринять для защиты деловой репутации в сети.
Само слово «репутация» происходит от латинского «reputatio», что буквально значит обдумывание, размышление. Понятия «деловая репутация» в тексте закона не найти. Однако это общеизвестный термин, и толковать его нужно с позиции общепринятых норм.
Когда мы говорим о деловой репутации, почему-то сразу возникает мысль о репутации юридического лица. Между тем, это понятие может относиться и к гражданину. Причём наличие или отсутствие статуса индивидуального предпринимателя, руководителя, должностного лица здесь роли не играет.
В ст. 150 Гражданского кодекса (ГК) РФ ч. 1 «деловая репутация» определяется как нематериальное благо, принадлежащее гражданину от рождения. Следовательно, защита деловой репутации гарантирована Конституцией.
Устранение следов
Прежде чем собирать документы в суд, обратитесь к тому, кто опубликовал несоответствующую действительности новость, и попросите удалить её и/или опубликовать опровержение. Хотя досудебный порядок здесь не обязателен, но он может стать дополнительным фактом в деле защиты, а при благоприятном исходе сэкономить время на решение вопроса.
Лучше всего сделать это официально, а также сразу сохранить скриншоты, письмо или записать разговор на видео, чтобы в случае отказа сохранились доказательства.
Кроме того, вирусная информация распространяется в интернете очень быстро, и следы от неё могут остаться даже после удаления. Поэтому при появлении в сети материалов, которые могут нанести серьёзный ущерб деловой репутации, рекомендуем идти в суд. В таком случае, если появятся вопросы или если новость всплывет ещё где-то, вы в любой момент сможете показать готовое судебное решение.
При этом важно понимать, что суд примет далеко не любой иск. Здесь недостаточно того, что мнения или взгляды ответчика вас задели. Обязательно нужно доказать, что информация не соответствует действительности, и что есть негативное влияние на истца. Ответчик при этом также выстраивает линию защиты, доказывая, что опубликованные сведения правдивы.
Механизмы, которые направлены на восстановление репутации, а также на пресечение и распространение сведений, которые наносят ей вред, зафиксированы в ст. 12 и ст. 152 ГК РФ.
Компенсация вреда
В судах также появляется много исков, где, ссылаясь на ст. 152 Гражданского кодекса РФ, человек требует компенсации морального вреда. Но часть из них будут не удовлетворены или удовлетворены не в полном размере, если не предоставить суду дополнительные доказательства. Иногда стоит подавать сначала иск о нарушении прав, а после него подготовить иск о компенсации вреда. Для второго важно собрать дополнительные доказательства, что опровержения недостаточно для восстановления прав истца, а также факты, позволяющие установить размер этого ущерба.
При расчёте размера компенсации учитываются положения ст. 1099−1101 ГК РФ о компенсации морального вреда, учитывается степень и характер физических и нравственных страданий, оценивается характер спорных сведений, каким путём (способом) они были распространены, а также объём неблагоприятных последствий
Если в исковом заявлении содержится требование о компенсации морального вреда, государственная пошлина уплачивается исходя из подп. 3. п.1 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера.
Не все знают, но защита деловой репутации возможна и после смерти гражданина. Сегодня появляется много самых разных мемуаров, воспоминаний, документальных фильмов, где даётся оценка в том числе советскому времени, советским полководцам и личностям. И их деловая репутация также находится под защитой Конституции, что отражено в судебной практике — в постановлении Пленума Верховного суда РФ N3. С таким иском могут обратиться наследники или родственники.
В зоне риска
Находясь в ситуации, когда нарушены ваши права, старайтесь не действовать на эмоциях. Стоит взвесить все за и против разбирательства, от этого может зависеть ваша дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
Помните, иски о деловой репутации, несмотря на все прецеденты, довольно непредсказуемы. Нужно иметь сильные доказательства и продумывать чёткий алгоритм действий, чтобы остаться в выигрыше. А некоторые иски лучше вообще не доводить до суда, так как порой они становятся даже более сильным PR-средством, распространяющим информацию быстрее самой фейковой новости. Ищите способы решить их в досудебном порядке.