Как вы пережили 1998 год?
Если в 1990-е люди не уходили из индустрии, всем нравилось работать в рекламе, то в конце 1998 года ситуация кардинально изменилась. Многие агентства сократились до нескольких сотрудников либо закрылись совсем. В тот момент многие испугались, начали искать альтернативы, переучиваться, куда-то уходить. Это было болезненно для всех.
Мы тогда выбрали очень рискованную стратегию: стали активно набирать лучших профессионалов в самый разгар кризиса. Это оказалось очень важным и верным решением. Люди к нам шли и были признательны, что мы протягиваем руку в сложный момент, ведь многие остались без работы. И практически все, кто тогда пришел, лояльны компании до сих пор — они помнят о тех трудных годах, когда зарплаты снижались в несколько раз, работу было не найти, а мы их позвали. В итоге, когда кризис закончился, а это произошло достаточно быстро, наш штат был укомплектован лучшими людьми на рынке. Позже я повторяла эту стратегию, но успех был, конечно же, не столь масштабным.
В начале 2000-х компания была уже достаточно крупной. Пришлось ли вам делегировать полномочия и отказываться от 100%-го вовлечения?
На самом деле делегирования как такового не было, потому что изначально группа BBDO строилась по иному принципу. У нас не иерархическая структура. Каждый руководитель агентства является независимым игроком. Видят они меня несколько раз в месяц и обращаются, когда что-то случается. У меня с самого начала не было необходимости слишком глубоко вникать в работу каждого агентства и как-то ее отстраивать. Раз в квартал я утверждаю их планы, и потом они могут жить совершенно самостоятельной жизнью. Это основное наше преимущество на постоянно меняющемся рынке. Мы не давим авторитарной властью: все стратегические решения принимаются коллегиально, а оперативное управление находится в руках руководителей агентств. По такой же модели построен холдинг Omnicom.
То, что наши агентства возглавляли выходцы из группы BBDO, обеспечило преемственность ценностей и культуры, что, безусловно, очень важно. При этом каждый руководитель — яркая личность. Если вы посмотрите на наши агентства, то увидите, что они все очень разные, даже в выборе фирменных цветов сильно отличаются от BBDO Moscow.
За эти годы я убедилась, что если делаешь ставку на правильного человека, то успех гарантирован практически на 100 процентов.
Для поддержания эффективности бизнеса периодически приходится обновлять команду. Как вы понимали, что с человеком нужно расстаться?
Когда задумываешься о дальнейшей судьбе сотрудника, смотришь на эффективность его подразделения. Если я вижу, что человек не развивается, не может перестроиться, не ищет новых путей развития бизнеса, его команда не растет профессионально, я потрачу время и предложу что-то поменять. Но если не увижу изменений, через какое-то время мы оба поймем, что лучше разойтись. К счастью, за последние 20 лет таких случаев было крайне мало. Когда есть возможность управлять структурой, к которой относишься, как к своей, намного больше и ответственность, и желание что-то пробовать, стараться, биться.
Конечно, некоторые люди не были готовы к изменениям. Другие уходили сами, потому что хотели расти, а у нас в этот момент не было такой возможности. В этом случае мы довольно легко отпускаем людей, говорим: «Если вам не понравится, возвращайтесь». И у нас очень много людей, которые вернулись даже после 5-7 лет в других агентствах. Вот эти «возвращенцы» — наверное, самые лояльные сотрудники, потому что они посмотрели разные компании и поняли, где у них больше возможностей.