Александра Головина
Копирайтер, сценарист
Александра мечтала работать в рекламе еще со школы, тогда как раз появился телеканал «2х2» и пошли первые ролики. Они ей так понравились, что она решила: «О! Я буду придумывать». Александра поступила в МГИМО на вечернее отделение факультета международных экономических отношений и выбрала новую на тот момент специализацию — «маркетинг и реклама». Правда, реальность ее разочаровала: креативить в этом вузе не учили.

В рекламе Александра Головина с 1993 года. Сначала работала менеджером, а с 1997 года — копирайтером. Первым агентством, куда она устроилась в качестве креативщика, стало АРМИ. Никаких связей не потребовалось: просто пришла по газетному объявлению и хорошо выполнила тестовое задание.

Затем были агентства «Приор», D'Arcy и «Родная речь», где она проработала восемь лет с момента его основания, а позже — Publicis. В 2013 ушла в свободное плавание, на фриланс.

Параллельно с 2003 года Александра начала писать рассказы и киносценарии. Ее мастером в этом деле стал драматург Александр Гоноровский, который тоже работал одно время в рекламе, а пару лет назад основал собственную творческую мастерскую. Сначала Александра писала в стол. Но затем познакомилась с режиссером Таисией Игуменцевой и помогла ей сделать дипломную работу «Дорога на...», которая получила первую премию программы Cinéfondation Каннского кинофестиваля.

Сегодня Александра продолжает писать — и как копирайтер, и как сценарист.
Обычный день Александры Головиной
«Сейчас я делаю практически все то же, что и в агентстве, только дома»
10:00-11.00
10:00-11.00
Утро
Просыпаюсь, без будильника и без нервов. И это для меня большое счастье, потому что я много работаю по ночам и с таким графиком могу полноценно высыпаться. Затем некоторое время раскачиваюсь: пью чай, проверяю почту и Facebook, слушаю новости. В общем, мне нужно какое-то время по утрам, когда меня никто не трогает, а я вот просто хожу и прихожу в себя.
11:00-19:00
11:00-19:00
День
В течение дня я обычно занимаюсь домашними делами, параллельно проверяю почту, делаю какие-то звонки, думаю над текущими проектами, редактирую и вношу исправления, время от времени езжу на переговоры и обсуждения. Сейчас у меня в разработке несколько интересных проектов на стыке двух направлений: реклама, похожая на кино, и кино, похожее на рекламу.
20:00-21:00
20:00-21:00
Вечер
Вечером встречаю мужа, мы ужинаем, общаемся, рассказываем, как прошел наш день, смотрим вместе кино и сериалы. Затем муж ложится спать, а я ухожу работать часов до 2-3 ночи. Для меня этот график оказался оптимальным. Работая в агентстве, я всегда опаздывала и все равно ужасно не высыпалась. Вся моя основная работоспособность проявлялась вечером, когда коллеги начинали расходиться по домам.
В трех словах — суть того, чем вы занимаетесь.
В рекламе. Рассказываю людям о продукте. Реклама — это всегда четкая работа по брифу. И нужно сказать, что творить в рамках, которые кто-то задал, намного проще. Внутри этих ограничений тоже можно многое сделать, но при этом у тебя есть определенное задание.

В кино. Рассказываю людям о людях. В случае с кино или литературой — вроде пиши все, что хочешь. Но в этом и сложность — найти какую-то интересную тему, парадоксальную идею, потом ее развить, из ничего сделать что-то. И процесс работы сам по себе отличается от рекламы.
Ваш самый большой успех и провал.
В рекламе. Самый большой успех — шорт-лист Каннского фестиваля для рекламы водки «Славянская». А провал… Вот прямо очень сильно я была расстроена всего один раз. В свое время страшно хотелось сделать ролик для известного сока. Мы год к этому шли, разрабатывали, тестировали, практически были готовы к съемкам, но когда уже начали брифовать продакшен, клиент внезапно отказался от идеи. Хотя я считаю, что если бы мы сняли тот ролик, это была бы бомба.

В кино. Безусловно, горжусь сценарием к фильму «Дорога на...» Таисии Игуменцевой. Картина получила первую премию программы дебютов Cinéfondation Каннского кинофестиваля. В то же время в кино еще не так много сделано, настоящий провал, наверно, впереди. И пусть, на самом деле, он будет, потому что очень хочется работать и что-то делать.
Профессиональный ориентир.
В рекламе. Сложно сказать… Сейчас так много новых имен и лиц появилось, а я все-таки немножечко сбоку от этого бизнеса, сама по себе.

В кино. Здесь я честно могу признаться, есть несколько людей, которых я воспринимаю как ориентир. Например, мой мастер — Александр Гоноровский: с одной стороны, это человек, который всему меня научил, с другой — мне действительно нравится, что он пишет и как. Также моя настольная книга — это сборник сценариев Луцыка и Саморядова.
Что вас раздражает в вашем деле?
В рекламе. Скажу совершенно точно — это долгие совещания с переливанием по кругу из пустого в порожнее, когда вместо того, чтобы сидеть в углу и тихо заниматься своим делом, придумывать, писать и т.д., ты вынужден подолгу общаться с людьми.

Хуже внутренних совещаний только совещания внешние, например, с каким-нибудь клиентом-экспатом, который балдеет от звука собственного голоса. Такие люди реально пожирают время. Хуже этого быть не может ничего.

Однажды из-за такого клиента я опоздала на пресс-конференцию по поводу премьеры нашего фильма. Было ужасно неловко заходить в зал через полчаса после ее начала.

В кино. Тоже, наверно, что-то есть… хотя вроде там все неплохо пока… Я просто начинающая и до конца не вникла.
Главный урок прошлого года.
В профессиональной сфере для меня главный урок, что все время нужно работать, даже если у тебя нет заказов. Только так ты можешь двигаться, пробовать что-то новое, выходить из зоны комфорта. Писать для себя, писать в стол, но все равно писать. И тогда что-то получится.

В целом по жизни я понимаю, что все фигня и со всем, чем угодно, можно справиться, в том числе и в профессии. А самая главная ценность — это когда все родные и ты сам живы и хотя бы относительно здоровы. Со всем остальным — отсутствием денег или перспектив, какими-то неудачами — можно разобраться, пережить, перетерпеть. Это касается и рекламы, и кино, и чего угодно в этой жизни.
Какую часть работы вы готовы передать искусственному интеллекту?
В рекламе. Конечно — написание разнообразных буклетов и описание продукта с употреблением эпитетов в превосходной степени.

В кино. Не знаю. Здесь для меня пока больше свободы изначально. Все оставлю себе! Вот если бы искусственный интеллект усаживал меня и заставлял работать, даже пинками бы загонял, тогда да, пусть был бы.
Ваш любимый рекламный ролик.
В последнее время мне очень нравится реклама наших сотовых операторов. У всех есть своя изюминка — и у МТС, и у Мегафона, и у Билайна, и у Теле2. А вообще, я могу прийти в восторг даже от какого-нибудь оригинального и интересно придуманного продакт-демо, я замечаю такие мелочи и радуюсь.
МТС | Smart + Безопасность
Агентство: BBDO Moscow. Ролик: «Облако»
МегаФон
Агентство: Instinct. Ролик: «ТВ на тарифах "Все включено"»
Билайн
Агентство: Contrapunto. Ролик: «Не запостил — не было»
Читайте также:
Двойная игра

В рекламной индустрии можно встретить людей, которые хорошо известны в других сферах — музыкантов, фотографов, киношников. В чем для них разница между этими занятиями и что на первом месте?

Читать дальше >>

Как построить рекламный холдинг

Крупные рекламные холдинги обслуживают львиную долю бюджетов и именно они определяют правила игры в индустрии.

Читать дальше >>

Отцы и дети

Каково это — быть потомком известного человека? Рекламщики рассказывают о своих легендарных предках.

Читать дальше >>

Секреты успеха проектов со звездами в рекламе

Участие селебрити в рекламной кампании — признак серьезных маркетинговых намерений бренда и наличия солидного бюджета на раскрутку. Однако далеко не все тандемы артистов и производителей оказываются успешными.

Читать дальше >>

Битва за креатив: люди против машин

Компьютерные алгоритмы научились писать музыку, и люди слушают ее даже не подозревая, что произведение написал компьютер. Следующий шаг ― тексты новостей и даже целые истории. При этом искусственный интеллект самообучается и выходит из-под контроля человека. Есть ли предел?

Читать дальше >>

Как попасть на работу в рекламное агентство: 7 советов молодым

Креативные агентства постоянно ищут «свежую кровь». Но каким «резус-фактором» нужно обладать, чтобы тебя взяли на работу? Наши эксперты рассказывают, как молодым попасть в индустрию рекламы и что нужно сделать, чтобы добиться успеха.

Читать дальше >>

10 секретов управления талантами

Лидеры больших творческих коллективов могут управлять тонко устроенными творческими индивидуальностями и добиваться выдающихся результатов от совместного творчества. Как у них это получается?

Читать дальше >>

Рейтинг@Mail.ru