Алексей Богорад
Дирижер московского Большого театра
Алексей Богорад каждый день управляет одним из крупнейших оркестров мира, который насчитывает более 250 человек. Присутствующим на выступлении оркестра кажется, что дирижер — волшебник: по взмаху его палочки десятки инструментальных партий складываются в прекрасную симфонию, переносящую слушателей в чарующий мир звуков. Но на самом деле, никакого волшебства. Профессионализм и понимание психологии коллектива.
В качестве дирижера-постановщика Алексей принимал участие в выпуске следующих спектаклей в Большом театре: «Мойдодыр» Е. Подгайца (мировая премьера балета, 2012 г.), «Дитя и волшебство» М. Равеля (2013 г.), «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена (2013 г.), «Марко Спада» на музыку Д.Ф.Э. Обера (2013 г.).
Творческий человек и дисциплина
Дирижер оркестра должен не только определять стратегию, репертуарную политику коллектива на несколько лет вперед, но и формировать в коллективе отношение к работе.

Творческий процесс, конечно, не может существовать без дисциплины. В этом смысле музыка — удел очень дисциплинированных людей. Коллеги, с которыми я работаю в оркестре, истинные профессионалы. Они действительно хорошо подготовлены и проделали большой путь: каждый из них учился много лет по специализации и всю жизнь проводит с инструментом в руках. Ведь даже несколько дней без практики способны снизить качество исполнения. Музыканты это прекрасно понимают. В то же время у многих талантливых людей несколько обостренное восприятие жизни, эмоциональный градус выше, а потому бывают и сложности с дисциплиной. В любом случае нельзя допускать, чтобы разовые нарушения перерастали в систему. Как именно этого добиться, каждый руководитель решает сам. Я не сторонник использования «кнута», то есть дисциплинарных наказаний, штрафов. Необходимо формировать у музыкантов такое отношение к работе, чтобы «кнут» был просто не нужен. Творческий процесс, конечно, не может существовать без дисциплины. В этом смысле музыка – удел очень дисциплинированных людей. Музыканты, с которыми я работаю в оркестре, действительно хорошо подготовлены: они проделали большой путь – учились много лет по специализации, всю жизнь проводят с инструментом в руках.

В то же время у многих талантливых людей несколько обостренное восприятие жизни, эмоциональный градус выше, поэтому могут быть и сложности с дисциплиной. Я считаю, что какие-то незначительные вещи можно прощать. Если музыкант действительно талантлив, то нужно понимать природу его психики, почему происходят какие-то срывы. Хотя есть, например, очень авторитарные дирижеры. Такой легендарный маэстро, как Артуро Тосканини всем известен своей жесткой тиранией. Однажды музыканты подарили ему часы как напоминание, чтобы он их не задерживал, а он их в ярости растоптал в знак того, что они не умели играть.

Я не сторонник использования «кнута», дисциплинарных наказаний. Если говорить про кнут как атрибут верховой езды, думаю, скорее, правильно держать вожжи все время под контролем.
F.Liszt, Mazeppa
Как мотивировать творческих людей
Умение вдохновить людей приходит с опытом.
В моем случае творческий коллектив — это оркестр, и он может работать на высочайшем уровне, только когда у всех членов есть общая цель. И главная задача руководителя — вдохновить коллег на ее достижение. Какие бы выученные приемы ни применял руководитель, если он не увлекает музыкантов, если процесс не построен на нормальных человеческих отношениях, ничего не получится. И наоборот, чем больше люди увлечены общей идеей, тем больших результатов они добьются, и, конечно, смогут раскрыть свой потенциал, лучшие качества, таланты. Личное профессиональное развитие — одна из мощнейших мотиваций. Одна из задач дирижера, создать пространство, в котором каждый из артистов оркестра будет ощущать свободу, где творческие идеи, прежде всего, будут исходить от самих музыкантов.

Дирижер предлагает, направляет, организует, увлекая своим отношением к делу и опираясь на свой авторитет. Авторитет же в коллективе никогда не возникнет как данность, по приказу извне. Уважение и доверие коллег завоевывается изо дня в день, от репетиции к репетиции, от концерта к концерту, а потерять авторитет можно очень быстро.
Качества лидера в творческом коллективе
Каждый лидер творческого коллектива должен быть в своем роде уникальным, неординарным. Потому и принципы управления у каждого будут свои, основанные на личности руководителя и ответной реакции коллектива. На мой взгляд, в первую очередь, лидер должен быть самим собой. Если пытаться выглядеть, например, лучшим специалистом или человеком с более волевым характером, чем в действительности, то все закончится провалом. Творческие люди остро чувствуют фальшь и не последуют за «самозванцем».

Дирижер, который управляет сотней музыкантов, должен быть хорошим психологом, аналитиком и стратегом. Например, необходимо наладить хорошее взаимопонимание с негласными лидерами оркестра, наиболее яркими, инициативными музыкантами. Ставя перед собой и оркестром понятные, интересные задачи, имея четкий план работы, чуткое отношение ко всем нюансам психологии можно добиться больших успехов в самое короткое время.

Made on
Tilda