Сколько прибыли должен давать бизнес, чтобы за него заплатили?

14 Сен 2013 1582

Сколько прибыли должен давать бизнес, чтобы за него заплатили?

Хотелось бы, ради уточнения позиции автора, еще раз пояснить, что времена универсалов – интеллектуалов давно прошли. Это означает, что эффективно работающий механизм – это результат кропотливого и взаимовыгодного сотрудничества некоторого количества узких специалистов, профессионалов в какой-то одной (или нескольких смежных) области.

Одной из групп таких профессионалов являются консультанты по управлению. Их ценность, прежде всего, состоит в том, что они обладают достаточно универсальным подходом в исследовании бизнеса, выявлении ошибок и недостатков управления им, выборе инструментов повышения эффективности в рамках строгого системного подхода.

Как часто мы, консультанты, наблюдаем крах хороших начинаний и замыслов! Как редко бизнесмены могут предусмотреть и предупредить такие неблагоприятные явления! Либо мы не видим рисков, либо не умеем с ними жить. Бесспорно, конечная цель любых усилий владельца бизнеса может быть описана кратко:

Потеря связи стратегических целей и текущих задач является самым ярким примером потери качества управления бизнесом. Трудности заключаются не только в том, чтобы понять эти долгосрочные цели, но в том, чтобы, поставив их, не терять контроля над всеми процессами в компании. Соответственно, с другой стороны, имея, что называется, в руках все ниточки управления операционной деятельностью компании, уметь в любой момент времени обнаружить любое неблагоприятное отклонение текущих показателей от генерального направления.

Одним из способов построения такой системы обратной связи является моделирование и сценарный анализ событий. Тогда становится понятным, как, где и что должен наблюдать руководитель, чтобы «держать руку на пульсе».

Предлагаемая модель состоит, как минимум, из двух частей:

А). Так называемое дерево стратегических целей,

Б). Инструментарий операционного анализа.

За основу модели стратегических целей предлагается взять широко известную в профессиональной среде парадигму добавленной экономической стоимости EVA (Economic Value Added).

В общем виде, место показателя EVA можно определить следующим образом: это разница между экономическими выгодами и экономическими потерями компании.

Аналитическое выражение данного показателя выглядит следующим образом:

Чистая операционная прибыль (самый простой в определении член выражения) вычисляется на основе Отчета о прибылях и убытках компании, а общая сумма затрат на капитал – по Балансовому отчету.

Главное на этом этапе – это понимание того, что исходные данные для вычислений берутся из тех регистров учета, которые наиболее полно отражают реальное состояние дел в компании. Это могут быть регистры бухгалтерского, управленческого учета или финансового учета, основанного на принципах международных или общепринятых стандартов учета (МСФО, IFRS, GAAP). Как и когда имеет смысл организовывать тот или иной вид оперативного учета и перспективного планирования – это тема отдельного исследования в каждом конкретном случае для конкретного бизнеса.

Итак, исходные данные для расчетов:

Для целей расчета средневзвешенной стоимости (затрат) капитала WACC % можно использовать два способа:

- по рыночной рентабельности активов,

- по фактическим затратам на собственный и привлеченный капитал.

Методология расчета WACC % по рыночной рентабельности активов предусматривает использование таких показателей, как:

- долгосрочная безрисковая ставка вложений (инвестиций) на финансовых рынках r,

- так называемая величина рыночной корреляции бета β,

- ставка премии инвестиций в компании данного типа к рынку rm,

- ставка налога на доходы t.

Итоговое соотношение получит вид:

Ставка дивидендных выплат – это сумма желательных доходов от бизнеса, выраженная в процентах к сумме вложенного капитала.

Например, вложив в бизнес (как акционер) собственных денег в сумме 100 тыс. руб., мы желаем по итогам каждого отчетного года получать 150 тыс. руб. на потребление. Следовательно , ставка дивидендных выплат составит 150/100 * 100% = 150%. Если при этом сумма всех активов (валюта баланса) составит 500 тыс. руб., ставка налога на доходы – 20%, а ставка кредитования 25% годовых, то итоговая величина средневзвешенных затрат на капитал составит:

Исходя из полученного результата расчетов и предположив, что бизнес находится в условиях нулевой экономической добавленной стоимости (т.е. , и бизнес не имеет экономических преимуществ, а только номинальную прибыльность), рассчитаем требуемую годовую чистую операционную прибыль (после уплаты налога на доходы):

что составляет довольно-таки существенный результат.

При безопасном уровне операционного риска (операционный рычаг – это соотношение валового дохода и чистой прибыли), равном OL = 3, требуемый валовой доход (валовая маржа) от продаж должен составить, как минимум

GM = 230 * 3 =690 тыс. руб.,

что при 50%-ной рентабельности продаж (Рентабельность продаж – коэффициент, равный отношению прибыли от реализации (валовой маржи) продукции к сумме полученной выручки) соответствует сумме продаж:

Естественно, что данная выручка должна быть исчислена без всякого НДС, без налога с продаж, а также в выручке не должно быть скидок, возвратов и брака. Ведь мы используем Чистые Продажи.

А вот теперь вопрос: можно ли организовать бизнес с подобной эффективностью (собственные вложения – 100 тыс. руб., привлечены кредиты в сумме 400 тыс. руб. под 25% годовых, ожидаемые дивиденды – 150 тыс. руб.)?

Главное допущение, которое мы сделали, - это тот факт, что бизнес находится в условиях нулевой экономической добавленной стоимости (т.е. , и бизнес не имеет экономических преимуществ, а только номинальную прибыльность).

Это означает, что стоимость такого бизнеса равна 0.

Парадокс: бизнес генерирует прибыль, а продать его можно только бесплатно.

Как сделать бизнес привлекательным?

Один из способов представлен ниже.

Пусть мы снизили ставку дивидендных выплат до 50%. Бизнес рассчитан на получение одинаковой прибыли в течение 5 лет.

Тогда

Анализ всех факторов и показателей дает следующий ежегодный результат:

Принимаемый при расчетах стоимости бизнеса фактор дисконтирования:

Это значит, что продажа этого бизнеса сегодня может принести Вам

Уже не бесплатно!

Аналогичный пример связи положительной EVA и рыночной стоимости компании Aldata Solution (тиккер гонконгской фондовой биржи ALD1V.HSE):

Имеет смысл подумать...

А есть и другие примеры http://www.valuatum.com/valuation/page01.shtml

Но – самое интересное состоит в том, что, используя этот инструментарий, можно построить высокоэффективную систему сбалансированных показателей (BSC) и ключевых показателей эффективности (KPI), систему Управленческого учета, завязанную на бизнес-процессы и задачи, каждая из которых найдет свое отражение в EVA.