Указ Президента о ликвидации информационного агентства РИА Новости был опубликован 9 декабря в 10:50. Через 20 минут пользователи стали активно обсуждать это событие, а через час новость вышла в топ социальных медиа. За первый час после публикации было оставлено более 6 000 сообщений, а за день около 13 000. Всего за день о событии написало свыше 7000 пользователей.
Динамика сообщений о реорганизации РИА (количество упоминаний)
В 2013 году в топ социальных медиа попадали и другие события, связанные со СМИ, однако интерес к ним оказался примерно в 10 раз ниже:
«Русская версия журнала Rolling Stone прекратила существование (5 декабря)» – 1112 сообщений, 723 автора;
«Ограничение судом в Ульяновске онлайн-доступа к «Газете.Ru» (25 июня)» –1093 сообщения, 820 авторов.
Динамика включения авторитетных авторов (количество упоминаний)
Доля журналистов среди авторитетных пользователей (с числом подписчиков в Твиттере более 1 000), написавших о событии, составила 48%.
Уровень вовлеченности журналистов в обсуждение данного события в целом сопоставим с другими аналогичными по объему обсуждений событиями, выходившими в топ социальных медиа. Иными словами, журналисты не проявили больше интереса к отраслевому событию, чем к другим темам актуальной повестки дня, не связанным напрямую с их профессиональной деятельностью.
Участие топ-блогеров и топ-журналистов в обсуждении событий,
аналогичных рассматриваемому по тематике (СМИ), а также по объему обсуждений
(среднее для 15 событий, набравших 10- 15 тысяч сообщений)
Профили пользователей, писавших о ликвидации РИА Новости и других, схожих по тематике, событиях 2013 года, были изучены на предмет их профессиональной принадлежности (были выделены авторы, указавшие местом своей работы СМИ), а генерируемый ими контент был проанализирован с целью определения общего отношения пользователей к власти[1].
Сопоставление этих данных показало, что, несмотря на то что РИА Новости является правительственных информационным агентством, наиболее негативно к новости отнеслись «оппозиционные» журналисты. В случае кейсов с закрытием журнала Rolling Stone и ограничением доступа к Газете.ру ситуация была противоположной.
Распределение по тональности мнений пользователей, указавших в профиле СМИ как место работы и обсуждавших ликвидацию РИА Новости,
в сравнении с другими схожими событиями (количество пользователей)
[1] Автоматический анализ содержания публикаций, размещаемых под данным аккаунтом, на предмет одобрения или критики действий властей с помощью системы мониторинга и анализа соцмедиа Крибрум
Среди журналистов активнее всего о закрытии РИА писали журналисты «Дождя», «Эха Москвы» и Ленты.ру (неправительственных СМИ).
Упоминания события от журналистов, указавших в профиле место работы
Наиболее цитируемым источником новости у пользователей стал сайт самого агентства РИА Новости, именно на него вело больше всего ссылок.
Топ-5 популярных первоисточников (по числу ссылок на них)
Однако интересно отметить, что самые первые сообщения об Указе содержали ссылки непосредственно на первоисточник – официальный сайт Президента России, (kremlin.ru), а не на РИА или на какое-либо иное СМИ. Авторами этих сообщений были пользователи, которых нельзя однозначно идентифицировать как журналистов, но которые на них похожи, судя по содержанию твитов. Они, очевидно, отслеживали публикации на сайте Кремля: между публикацией Указа и первым сообщением прошла всего 21 минута.
В итоге сайт kremlin.ru занял 4-е место среди самых цитируемых ресурсов, и на первый взгляд это место кажется слишком высоким, ведь пользователи обычно читают и цитируют новости из СМИ, а не с государственных сайтов. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что при публикации Указов Президента, относящихся к общественно значимым сферам, цитируемость официального сайта Кремля сопоставима с информационными агентствами, то есть нынешняя ситуация в этом отношении вполне стандартна.
Самые цитируемые источники информации об Указах Президента РФ,
привлекших внимание аудитории соцмедиа (более 500 сообщений) в 2013 году
Несмотря на то что рассматриваемое событие напрямую затрагивает РИА Новости, по ретранслируемым сообщениям лидирует не РИА, а Лента.ру: у сообщений официального аккаунта Ленты.ру в Твиттере, касающихся закрытия РИА Новости, самая высокая вовлеченность пользователей (число репостов на пост), даже при том что Лента.ру уступает по общему числу подписчиков другим новостным аккаунтам.
Топ самых вовлеченных сетевых аккаунтов СМИ
Как видно из графика ниже, среди пяти наиболее популярных СМИ, имеющих аккаунты в Твиттере, наибольшее внимание Указу о ликвидации РИА Новости уделила Лента.ру: ресурс опубликовал наибольшее число сообщений о событии в течение самого продолжительного времени. И именно публикации Ленты.ру нашли наибольший отклик у аудитории (максимальное количество репостов на пост, что на графике ниже соответствует диаметру каждого круга).
Использованные в этом посте данные об интернет-обсуждениях получены с помощью системы автоматизированного мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум». Система использует собственные развитые технологии интернет-поиска и лингвистического анализа контента. Больше информации - на сайте