Cборная России не оправдала надежды болельщиков и не смогла пробиться в 1/8 финала Чемпионата мира — 2014, набрав лишь два очка в трех встречах группового этапа. Как отнеслись к этому ее болельщики, насколько большой интерес вызвали матчи российской сборной в других странах?
Мы проанализировали обсуждения сборной в Интернете на основе официальной статистики сервиса Twitter и данных мониторинга и анализа соцмедиа системы «Крибрум».
Сборная России вышла в финальную стадию Чемпионата мира по футболу впервые за 12 лет, заняв первое место в своей отборочной группе. Болельщики не без основания рассчитывали на ее успешное выступление – как минимум, на выход в стадию плей-офф. «Я выбираю состав сборной из лучших на сегодняшний день игроков», - заявлял главный тренер команды Фабио Капелло, о строгих правилах которого ходили легенды. Капелло умеет добиваться от футболистов максимальной самоотдачи, и у болельщиков не было оснований ждать провалов по этой части. Однако футболисты решили в явном виде заверить страну в том, что подход к болельщицким ожиданиям и проблемам времен Чемпионата Европы – 2012 остался в прошлом.
Накануне Чемпионата мира в Бразилии сборная при поддержке Volkswagen Russia подготовила многообещающее Срочное обращение к своим болельщикам под слоганом «Ваши ожидания – наши проблемы». Ролик посмотрели за неделю более 729 000 пользователей.
Ответное видео болельщиков, снятое коллективом «Театра Гагарина», покорило YouTube. Всего за несколько дней ролик набрал более 600 000 просмотров. Пользователи отмечали остроумный подход к созданию надписей на табличках и нетривиальный кастинг. После финального поражения именно ответное видео пользователи предпочитали продолжать просматривать и активно комментировать (756 159 просмотров).
Предложения «ретвитни, если будешь болеть за Россию» были одними из самых популярных в русскоязычном Твиттере накануне всех трех игр сборной и в достаточной степени отражали целостную картину настроений болельщиков. Свое намерение поддержать отечественную команду открыто выразили более 156 000 пользователей.
За период группового турнира были выделены сообщения с ключевым словосочетанием «болеть за» и посчитана частотность упоминаний отдельных стран.
За кого еще, кроме родной сборной, болели российские фанаты футбола? Как выяснилось, болеют в нашей стране если не за своих, то за сильнейших: на втором месте по популярности у российских фанатов – «железная сборная» Германии (32 669), а также предыдущие чемпионы мира - сборная Испании (20 264) и ) страна-хозяйка Чемпионата – сборная Бразилии (18 222). Команда Алжира заняла почетное третье место по популярности (21 315 сообщений), благодаря обсуждению решающего матча российской сборной с ее участием.
Ничью со сборной Южной Кореи пользователи Рунета восприняли достаточно терпимо:
Последовавшее во втором матче поражение сборной России от команды Бельгии было предсказуемо, но к 88-й минуте, когда бельгийцы забили свой первый и единственный в матче гол, болельщики уже были почти уверены, что ничью в игре с фаворитом группы удастся отстоять. Поэтому поражение вызвало огромную волну разочарования, вследствие которой матч стал самым обсуждаемым из всех трех игр сборной (более 1,154 млн. твитов)
Спецпредложение от интернет-магазина РФС, появившиеся в Сети после этого досадного поражения, только усугубило ситуацию и стало поводом для дополнительных постов саркастического характера:
К заключительному матчу группового этапа с Алжиром активность интернет-обсуждений российской сборной снизилась. Финальный матч в итоге набрал наименьшее количество сообщений пользователей – чуть более 700 000. Даже прогноз на решающую встречу предпочли отдать кошке. Видеосюжет с предсказанием одаренной Масяни посмотрело свыше 116 000 пользователей.
Проигрыш сборной России по футболу в решающем матче за право выхода в плей-офф вновь разрушил надежды миллионов болельщиков и стал поводом для массовых обсуждений не столько самой команды, сколько работы тренера Фабио Капелло и адекватности получаемых им гонораров:
Многие пользователи предпочитали с иронией описывать вылет сборной:
Российская сборная закончила свое участие на Чемпионате мира по футболу. Но игры продолжаются, плей-офф – чистое зрелище, в котором зрители отдают свои предпочтения командам в соответствии с личными симпатиям к игрокам и качеству командной игры, без учета национальной принадлежности. «Крибрум» продолжает следить за событиями мундиаля и за реакцией на них интернет-пользователей