Мы так очарованы технологиями

2014-11-30 15:49:42 1610

Нас захлестывают эмоции при виде безграничных возможностей, которые дают нам новые сервисы, гаджеты, девайсы. И мы разрываемся. Куда бежать, что делать в первую очередь? Регистрироваться в фейсбуке, создавать там группы и проводить голосования или покупать ручку, которая переводит письменный текст сразу в файл и отсылает в редакцию? Или, быть может, всех журналистов нужно срочно оснастить мультимедийными рюкзаками, чтобы они передавали картинку с места событий?

Давайте сделаем шаг назад. Выдохнем. Посмотрим на эти технологические гонки со стороны. Послушаем телеведущую из Кувейта. Манар по образованию — компьютерный инженер. Она входит в сотню наиболее влиятельных женщин арабского мира. И она говорит о том, что важно, с её точки зрения, в мире новых медиа.


Технологий всегда больше, чем мы можем их применить в своей ежедневной жизни. Прежде чем нырять в омут новых медиа с головой, давайте постоим на берегу этой реки и спокойно посмотрим на поток.

До тех пор пока вы в редакции не договоритесь и не поймёте, кто вы и что вы делаете, чем отличаетесь от всех остальных, что уникального вы приносите в информационный мир, вам трудно будет понять, куда плыть и какие вёсла, веб-сервисы, гаджеты вам для этого необходимы. Кто сказал, что для тех людей, для которых вы пишете, для которых работаете, нужны все эти группы в социальных медиа? Что они ночами не спят, переживая, что не подписаны на трансляцию ваших заголовков в твиттер? Да и есть ли он у них, этот твиттер?

В погоне за мультимедийными форматами и платформами мы забываем про человека. Про то, что его волнует. Да, существует группа людей, для которых круглосуточная жизнь онлайн естественна. Кто в курсе новых технологий и различных приспособлений для получения и передачи информации. Эти люди — авангард информационного общества. Разведка боем, люди, на себе проверяющие плюсы и минусы, полезность и бесполезность новых идей и изобретений.

А дальше идут просто люди. Чья жизнь не исчерпывается производством и передачей информации. Кто лечит, учит, ходит в офис, водит автобусы, строит дома, включает хлебопечь и продаёт мебель. Они не так озабочены форматом новостей, сколько тем, что не могут найти нужной им информации. Той информации, которой могут доверять. Их мало волнует, что вы написали о депутате, который назвал другого депутата прихлебателем, на 5 секунд раньше вашего конкурента. Их даже мало волнуют оба эти депутата.

Их волнуют их дети и дом, их будущее и окружающий пессимизм, их кредиты и зарплаты, отношения с начальником и интриги коллег. Их волнует то, что сколько бы каналов они не подключали, по ТВ всё равно нечего смотреть. Их волнует то, что им скучно и жизнь их проходит, лишь иногда давая ощущение насыщенности и нужности.

Есть и другие люди. Которые страстно увлечены альпинизмом, скрапбукингом, выращиванием клубники, личностным ростом, рисованием с закрытыми глазами (нужное подчеркнуть). И весь мир этих людей вертится вокруг их увлечения, вокруг единомышленников, реальных и виртуальных встреч с ними.

Что мы можем сделать для этих людей? С кем познакомить? Какую полезную информацию дать? Как можем помочь сориентироваться в мире, который их окружает? И это никак не связано с теми инструментами, веб-сервисами и новомодными трендами, о которых гудит небольшой мир «медиа разведчиков».

Если вы хотите работать в медиа, для начала гораздо важнее, что у вас есть сказать, чем то, в какой форме вы собираетесь это делать. Напишите на отдельном листе свои таланты (помимо журналистских). Минимум 15. В чем вы разбираетесь, разговоры на какие темы могли бы поддержать и в какой сфере могли бы дать фору остальным? Соберите эти списки талантов со всей редакции. Это — ваше общее богатство. Это — потенциал, из которого может вырасти хороший сетевой проект. Посмотрите на все эти таланты, сгруппируйте их по темам, людям.

Пофантазируйте, что вы могли бы сделать/рассказать/показать из этого заинтересованным читателям/зрителям/пользователям. Начните делать это. Найдите в сети сообщества людей, которые интересуются тем же самым, сообщите им о своем проекте, дайте ссылку, выслушайте их отзывы, поищите людей, которые делают то же самое в других местах сети, пообщайтесь с ними. Как это делают люди. И затем, когда у вас появятся общие темы для общения, смотрите вокруг, спрашивайте и узнавайте, какие интернет-сервисы, устройства, приложения и форматы подачи информации существуют для того, чтобы сделать ваше общение более эффективным, быстрым, наглядным, интересным, интерактивным (нужное подчеркнуть).

Мы в первую очередь люди. И лишь во вторую очередь — люди, вооружённые технологиями.