Как перековать себя из традиционного журналиста в мультимедийного

2014-12-19 15:07:30 1579

Если вы разобрались с разницей между СМИ и медиа, то вы сразу же поняли, что чистых концепций не бывает. Не существует «чистого СМИ» и «чистого медиа». В работе каждой редакции есть элементы обоих подходов, и, тем не менее, вы сможете легко диагностировать, к какой модели тяготеет ваше издание.

Для работы в медиа редакторам и журналистам крайне необходимы навыки маркетологов — умение сегментировать аудиторию,

выделять группы людей, понимать, формулировать и предсказывать их информационные потребности.

Почему мы об этом говорим в контексте работы журналистов в Интернете?

Потому что Интернет — это изначально медийная среда. И Сеть технологически развивается в сторону возможностей группировать(ся) по различным интересам, налаживать связи между людьми и группами. Сеть даёт возможность пользователю выбирать — кого читать/смотреть/слушать и насколько регулярно. Несомненно, так было и раньше, читатели покупали или не покупали ту или иную газету, включали или не включали ту или иную программу на ТВ.

Неужели раньше было по-другому?

Отличие состоит в том, что теперь обратная связь от читателей к авторам стала приходить моментально и теперь она относится не к выпуску газеты в целом (успешность выпуска мы раньше измеряли тем, сколько денег мы выручили от распространения), а конкретно к каждому материалу (сколько человек просмотрели конкретный текст или видео, сколько прокомментировали, сколько поделились информацией в своих блогах).

В медийной среде наглядно можно увидеть, отвечает редакция интересам аудитории или нет. Увидеть быстро. Редакции, сталкиваясь с этой особенностью работы в Интернете, реагируют по-разному.

  • Люди сами не знают, чего хотят!
  • В интернете сидят одни лоботрясы и бездари!
  • Они не понимают, как то, что я написал — важно!
  • Я столько времени убил на этот материал, а они его не читают!
  • Мы тут создали сайт, подскажите, как теперь туда загнать аудиторию?

Это — реальные цитаты из моего общения с журналистами традиционных СМИ, начавших работать в Интернете. Что же можно посоветовать журналисту, которого волею судеб занесло в Сеть?

Чтобы стать сетевым журналистом... Нужно для начала стать квалифицированным сетевым читателем.

1. Вспомните классику журналистской работы. Наблюдать, прислушиваться, экспериментировать, анализировать полученную информацию. Только на первом этапе работы объектом вашего журналистского интереса должна стать сама Сеть и люди, которые там присутствуют. Они разные, с разным поведением, привычками, опытом и культурой общения. Нам важно понаблюдать за разными группами. Нельзя грамотно писать для Интернета, не будучи интернет-пользователем. Зарегистрируйтесь в социальных сетях, заведите блог, определите для себя четыре-пять информационных сайтов, на которых вы будете наблюдать за поведением аудитории. Почувствуйте себя охотником.

2. Прочитайте тексты, которые стали основой сетевой этики. Это — кристаллизованные принципы, выстраданные людьми, которые живут в Сети. Это — определенная культура, в которую вам предстоит влиться. Старожилы каждого конкретного ресурса намекнут вам, если вы нарушите неписаные правила, или забанят (лишат доступа к конкретному ресурсу), если вы будете нарушать внутренние правила постоянно. На каждом сайте правила различаются, многие из них неписаны и познаются только в процессе коммуникации. Но базовые принципы в большинстве случаев схожи.

3. Забудьте журналистский миф о повальной анонимности в Интернете. На каждом сайте вам будут встречаться те, кто показывает своё реальное лицо и имя, будут те, кто общается под постоянными псевдонимами, те, кто меняет псевдонимы, но пишет с одного IP-адреса, те, кто меняет IP-адреса, те, кто просто предпочитает общаться анонимно. У каждого из них — своя аргументация, своя позиция по отношению к присутствию в Сети. Подстричь их всех под одну гребенку не получится. Понаблюдайте за представителями каждой из этих групп пользователей. Как каждый из них соблюдает правила нетикета? Как это отражается на дискуссии?

4. Станьте регулярным читателем, подпишитесь на рассылку какого-нибудь сайта, регулярно рассказывающего о новинках в медийной отрасли. Так вы расширите свой профессиональный кругозор, вольетесь в сообщество людей, которые работают в медийной сфере. Вы можете выбрать любую роль в этом сообществе — просто читать то, что выкладывают другие, участвовать в дискуссиях под своим именем, участвовать в дискуссиях под псевдонимом, выкладывать свои мысли и материалы на общее обсуждение. Выходите за рамки своей ежедневной журналистской работы. Читайте о том, что происходит в смежных областях — в Интернет индустрии, в сообществах рекламистов. На стыке отраслей часто рождаются очень здравые идеи.

5. Практикуйтесь в сетевой коммуникации. Ни одна теоретическая статья не поможет стать вам опытным пользователем, сетевым читателем. Пробуйте комментировать чужие статьи и наблюдайте за реакцией других читателей. Заведите свой блог, вступите в сетевое сообщество, группу и публикуйте там свои мысли, фрагменты своих материалов. Спрашивайте в сообществах, что они думают по поводу того или иного события или темы, которой вы сейчас занимаетесь как журналист. На каком-либо из популярных местных ресурсов покажитесь под своей реальной фамилией и профессией, объявите, что открыты для информации о героях, событиях, проблемах, о которых необходимо написать. Не ждите быстрой благосклонной реакции. Журналистам в России не очень еще доверяют. Так уж исторически сложилось. Но терпение, регулярность и уравновешенность помогут вам.

По сути, вам для успешной работы в Сети нужно выучить дополнительный язык — язык сетевой коммуникации. В этом языке есть свои слова, свои грамматические конструкции. Но без языковой практики вы не сможете быть эффективны на медийном поле.