Людям нравится регулярность. Каждое утро чашечка кофе в постель, чистка зубов по утрам и вечерам, каждое 8 марта — гвоздичка, каждую пятницу — пиво в гараже, пока тёща каждую пятницу смотрит «Поле чудес», каждый год 31 декабря — в баню. И дискрет должен быть простым и понятным: каждый день, каждую неделю, каждый месяц и так далее. Более замудрённые варианты регулярности типа “Первый вторник каждого чётного месяца” или “по мере формирования групп” вгоняют нормального человека в ступор. И вы теряете своего клиента.
Да, да. я сейчас именно о клиентах. О пользователях вашего сайта, о потребителях ваших информационных услуг.
Часто приходится слышать от журналистов и редакторов, работающих в онлайне, что предсказуемость на сайте — это плохо. “Нет, говорят, эффекта сюрприза, пользователь не удивляется”, — аргументируют они завуалированность, непонятность своих заголовков, нерегулярность своих акций, спонтанность (“когда время есть”) общения с пользователями.
Повторяющееся поведение создает традиции, ритуалы. Традиции и ритуалы создают устойчивость, узнаваемость, выделяют вас на фоне остальных. При этом у каждого регулярного действия должны быть продуманы и содержание, и форма. И “повторяющееся” — это не два раза. Это хотя бы три.
Для редакций я бы выделила три уровня регулярности: регулярность в общении с аудиторией, регулярность в общении с экспертами, регулярность во внутренней работе редакции.
Регулярность в общении с аудиторией
Журналист или редактор, который иногда появляется, а иногда не появляется в комментариях к собственному материалу, вряд ли наладит диалог с аудиторией. Читатель ни в коей мере не станет ждать, а уж тем более “ловить” такого журналиста. Об этом давно уже нас учит Неуловимый Джо.
Через некоторое время у пользователей регулярного информационного продукта включается “синдром коллекционера”: а все ли выпуски я видел, все ли материалы просмотрел, не пропустил ли я чего? Это гарантия возвращения пользователя в раздел. Это почва для выращивания лояльности.
Стоит помнить, что информационный сайт это не товар, а услуга. Услуга по регулярному информированию пользователя. И сбои в ритме ваш читатель воспринимает, как сбой в предоставлении услуги. В этом смысле отсутствие регулярности аналогично холодной воде, которая течёт из крана только когда сантехник дядя Вася на работу придёт, сотовой связи, которой часто не бывает в новогоднюю ночь, шубе, которую химчистка не почистила, “потому что мастер заболела”.
Лояльность интернет-читателя существует в той же системе координат, что и лояльность любого потребителя любой услуги. Люди будут пользоваться вашим ресурсом только до тех пор, пока качество оказания информационных услуг является для них приемлемым.
Держите ритм. Во всех традиционных СМИ эффект регулярности давно поставлен на службу редакции. Сетка теле- и радиовещания, повторяющиеся разделы на страницах газет — это скелет информационного продукта. Посмотрите на свой сайт и подумайте, что может играть роль такого регулярного скелета в вашем сетевом СМИ.
Составьте календарь регулярных выходов разделов, спецпроектов, и определите человека, который будет следить за соблюдением этой регулярности. Постарайтесь сделать так, чтобы этим человеком не оказался главный редактор.
Регулярность в общении с экспертами
Составьте список ваших ньюсмейкеров. Расставьте метки, какими вопросами и темами они занимаются. Заведите за правило раз в месяц (раз в неделю) посылать вашим экспертам письмо с информацией о развитии их профильной темы у вас на сайте. Со ссылками и напоминанием, что вы всегда рады предоставить им слово для комментария, экспертной оценки, заявления актуальной темы.
Можно, конечно, и с днем рождения регулярно поздравлять, но лучше, если регулярное обращение к эксперту носит более профессиональный, чем личный характер.
Регулярно (то есть, по расписанию) опрашивайте всех своих ньюсмейкеров над какими темами и проектами они сейчас работают, на какие конференции собираются поехать, что наиболее важного и значимого происходит сейчас в их отрасли, и кто, на их взгляд, является наиболее авторитетным игроком на рынке, в котором они разбираются. Эти регулярные опросы позволяют вам держать руку на пульсе тем, людей и событий. А этот пульс — основа вашей успешной работы как информационного проекта.
Регулярность в работе редакции
Во многих сетевых СМИ мне приходилось видеть только 2 типа регулярности: регулярный приход на работу, чтобы заполнять ленту новостей и регулярный поход в курилку. Даже обедают многие сетевые журналисты нерегулярно.
Редакции нужны “опорные точки”, которые позволят ей развиваться. Встречи, мозговые штурмы, планерки.
Регулярно (в одно и то же время, в одном и том же месте) нужно собираться на мозговой штурм “Чего не хватает нашим пользователям, что нужного и интересного мы можем им предложить и как это сделать”. Регулярно (в одно и то же время в одном и том же месте) необходимо собираться для анализа показателей успешности вашего проекта. И делать это надо не реже 1 раза в месяц. Каждый сотрудник редакции должен знать и понимать динамику интереса пользователей к разделам, рубрикам, форматам. Регулярно делайте раздатку, слайды с этими данными, обсуждайте их.
Будет лучше, если вы будете встречаться не в той же комнате, где вы работаете. Низка эффективность планерки, мозгового штурма, проводимого в редакции, где включены все ваши компьютеры, а аськи, скайпы, сайты требуют вашего регулярного внимания. Заводите ритуалы и здесь: перейти в переговорку, переключиться на другой тип мозговой деятельности. Мозгоштурмировать “по свистку”, быстро, сразу, как только понадобилось, не каждый мозг умеет, для этого нужна продолжительная регулярная практика.
Заведите за правило в одно и то же время заполнять календарь предстоящих событий в тех отраслях, на которых вы специализируетесь. Выделите время для регулярного чтения профессиональной литературы, профессиональных блогов, тематических сайтов.
Итого