Аутсорсинг маркетинговых функций или собственный отдел маркетинга: что экономически выгоднее?

2015-02-24 11:30:15 2280

Начнем с определения. Что собой представляет аутсорсинг в целом, будь то маркетинг, IT, ремонт квартир или любая другая индустрия?
В широком и самом бытовом смысле слова — это делегирование задачи, которую человек (компания) не может или не хочет решать самостоятельно, наемным профессионалам за фиксированную плату.
С простейшим живым примером аутсорсинга сталкивается большинство из нас, и довольно часто. Давайте представим ситуацию — вы решили подстричь волосы. Теоретически, вы можете взять ножницы, подойти
к зеркалу и сделать это самостоятельно, но… Что вы получите в итоге? Сэкономленные деньги на парикмахера — безусловно, но вместе с ними и грязный пол, неровную стрижку, уйму потраченного времени и хорошо еще, если целы пальцы и уши. И все это потому, что вам неудобно делать это самому и вы недостаточно квалифицированы. Таким образом, опуская условности сервисного бизнеса, заплатив деньги парикмахеру, вы платите за профессиональную стрижку, свободное время и целые нервы и руки. И предлагаем вывести три тезиса, которыми я буду апеллировать в пользу маркетингового аутсорсинга — качество, свобода, гарантии.


Приведя пример в пользу одной из сторон, сохраняя метафору, обратимся к другой. Давайте представим, что вы наняли себе профессионального цирюльника, готового вас подстричь в любой удобный момент дня и ночи, на постоянную работу. Здесь вы получаете те же преимущества, что и в салоне, однако в довесок к ним, еще
и постоянную доступность, доверие к человеку и, что и говорить, приятное общение. Таким образом, на этом примере, выделим три тезиса для собственного отдела маркетинга — доверие, лояльность, глубокое знание предмет.

Но это все лирика, а теперь, когда мы синхронизировали наше понимание аутсорсинга, давайте вернемся к понятиям, которые я ввел
в самом начале статьи. Итак, «хочу» и «не хочу». Нас учили, что любой бизнес создается с единственной целью — заработать денег,
а в современном мире это означает сэкономить на издержках
и увеличить прибыль. Значит все, чего хотят владельцы бизнеса увеличить прибыль. Один из способов — максимально повысить эффективность маркетинга, снизив затраты как на трудовые ресурсы, так и на реализацию.

Перед тем, как перейти к конкретным примерам ситуаций, в которых выбор пути компании зависит от ее структуры, обратимся к случаям однозначно, на мой взгляд, требующих того или иного подхода, в силу своей специфики. Итак, что следует отдавать на аутсорсинг
в маркетинговые агентства:

Event-marketing — организация, проведение и разработка мероприятий требует довольно специфических знаний, большого пула подрядчиков и, что еще важнее, большое количество опыта «полевой» работы, который трудно получить, работая в маркетинговом отделе компании. В связи
с этим, абсолютное большинство компаний всегда отдают проведение мероприятий, конференций и прочего на сторону.

Дизайн — разработка логотипа, сайта, упаковки, униформы, да всего что угодно, связанного с визуальным обликом — довольное редкое и чаще всего разовое мероприятие. Но вместе с тем, дизайн является одним из наиболее важных элементов маркетинга, ведь, как мы знаем, встречают по одежке. Несмотря на это, абсолютно бессмысленно содержать
в штате компании собственного дизайнера, который выполнит одну работу, а после будет сидеть без дела. Именно здесь аутсорсинг и приходит на помощь и уж где-где, а в области дизайна он всегда будет превалировать и уж точно будет востребован, о чем свидетельствует одно только количество профессиональных и успешных дизайн-студий.


Исследования — любое маркетинговое агентство, в силу специфики своей деятельности, постоянно занимается исследованиями, анализом
и мониторингом рынка, ведь всегда нужно искать новых клиентов, быть
в тренде и обладать достаточной информацией для оказания любых услуг. Зачастую, заказывая анализ рынка в агентстве, заказчик убивает сразу двух зайцев, получая не только сухую статистику, но и аналитику вкупе с рекомендациями от людей, постоянно работающих на рынке.

Несмотря на большое количество открытой информации, у любой компании есть скрытая сторона, которую никто не захочет передавать третьим лицам и для работы, с которой требуется глубокое понимание как бизнеса в целом, так и конкретной компании в частности. Так что давайте осветим те виды деятельности, которые должны выполнять сотрудники компании:

Внутрикорпоративный маркетинг — в больших компаниях всегда имеет место работа, непосредственно связанная с продвижением ценностей компании, внутренних программ лояльности, коммуникации между региональными представительствами. Нам кажется, что не стоит объяснять, что необдуманно и неэкономично привлекать внешних специалистов, которые потратят большое количество времени
и средств на погружение в реалии компании. Так что гораздо эффективнее, задействовать или создать внутреннюю структуру, которая будет служить верой и правдой долгие годы.

PR — связь с общественностью, позиционирование и создание имиджа компании – вещь сугубо личная, практически интимная, ведь есть вещи, которые не стоит афишировать. Именно поэтому, скорее всего, будет хорошим тоном содержание собственного, предельно лояльного специалиста, который не подведет компанию и будет пользоваться доверием руководства. Говоря об экономической составляющей, замечу, что большинству компаний вполне достаточно 2-3 PR-специалистов, что не является высокой ценой за качественную работу.


Стратегический маркетинг и планирование — должен сказать, что
я являюсь приверженцем мнения, что именно маркетинг определяет стратегию развития компании. Именно маркетинг должен влиять на продукт, на позиционирование на рынке. Исходя из этого, мы считаем, что дальнейшее объяснение теряет смысл, так как, сколько бы это вам не стоило и сколько бы человек ни понадобилось — стратегическим маркетингом обязаны заниматься ваши люди и никто другой. Да и потом, подумайте, станете ли вы рассказывать агентству о слабых сторонах вашего бизнеса, о недостатках продукта, о внутренних проблемах?
Не думаем. Поэтому давайте просто примем это как данность и будем двигаться дальше.