Необходимый минимум для рабочих процессов любой компании — соответствие Трудовому кодексу. Но чтобы в компанию охотно шли профи, нужно гораздо больше.
Мы (ИТ-аутсорсинговая компания ICL Services) поделимся опытом в построении процессов по работе с персоналом. Мы не настаиваем, что это best practices. Но эти практики работают: 83% сотрудников готовы порекомендовать нас как работодателя (исследование Hay Group, 2016).
Рабочие процессы начинаются до трудоустройства
Взаимоотношения сотрудника и компании начинаются еще до того, как подписан трудовой договор. Опыт показал: если хотите эффективности — стройте рабочие процессы с «нулевого» этапа. У нас это выглядит так:
Этап 0/4. Профессиональная подготовка
Вообще специалистов готовят вузы. Но у крупной ИТ-компании больше возможностей, чтобы дать студентам опыт работы с современными технологиями. Поэтому мы построили свою систему подготовки для молодежи:
За прошлый год у нас прошли стажировку 126 человек, еще 84 отучились на спецкурсах. Они не несут обязательств по трудоустройству в ICL Services: полученные знания можно применить в другой компании и даже сфере. Впрочем, 52% выпускников спецкурсов пришли к нам. И каждый из них уже знаком с нашими методами работы.
Этап 1/4. Трудоустройство
Процессы взаимодействия с соискателем должны обеспечивать:
Этап 2/4. Адаптация
После трудоустройства новичку пригодится помощь в том, чтобы освоиться с работой в компании и влиться в коллектив. Мы построили соответствующие процессы: 100% новичков на первые 3 месяца назначают наставника (buddy). Это опытный сотрудник и «личный консультант» новичка по всем рабочим и околорабочим вопросам.
Этап 3/4. Работа
Кроме соблюдения ТК РФ, сотрудникам гарантированы:
Этап 4/4. Расставание
Мы поддерживаем контакты с экс-коллегами — например, приглашаем на корпоративные праздники и сообщаем о новых вакансиях. «Алюмни», в свою очередь, выступают «послами бренда» и рекомендуют нас знакомым, а иногда и сами возвращаются в ICL Services.
P.S. Искать, найти, улучшить, повторить
За цифрой 83% (столько сотрудников готовы порекомендовать нашу компанию как работодателя) стоят не только отлаженные рабочие процессы, но и десятки других факторов. Работа с этими факторами выглядит так:
Искать (что улучшить в компании) → Найти (что приносит больше всего проблем) → Улучшить (даже если это не совсем про рабочие процессы) → Повторить (пропустите пункт, если вы идеальны)
Пример фактора, напрямую не относящегося к работе, но влияющего на вовлеченность сотрудников — коммуникации и обратная связь. Сотрудникам нужна возможность:
То и другое решается с помощью открытых каналов обратной связи. В ICL Services их 13, и вот некоторые из них:
Результат: по данным общего внутреннего опроса, 95% сотрудников не испытывают проблем с информацией в компании. 71% уверены, что могут связаться с топ-менеджерами, несмотря на ступени должностной иерархии.
Мы ежегодно опрашиваем сотрудников и постепенно решаем обозначенные ими проблемы. Коммуникации, программы признания, озеленение офиса и десяток других вопросов — вот что, помимо основных рабочих процессов, мы стремимся улучшить, чтобы работа в ICL Services стала комфортнее.
Этот набор индивидуален для каждой компании. Но мы надеемся, что кому-то пригодится наш пример.