Транснациональные корпорации (Fujitsu, Nestle и другие) строят бизнес по принципам корпоративной социальной ответственности (КСО): создают четкие политики, применяют их во всей своей деятельности и отслеживают исполнение. Зачем? Возможно, потому, что «бизнес может процветать только в обществе, в котором уважаются и соблюдаются права человека» (Пол Полман, главный управляющий Unilever).
Мы (ИТ-сервисная компания ICL Services) примерно в 150 раз меньше Unilever и в 300 раз меньше Nestle. Мы входим в топ–100 мировых аутсорсеров и работаем для клиентов из 26 стран, но 90% наших сотрудников находятся в России.
Наш опыт показывает, что выстроить успешный бизнес по принципам ответственности перед обществом можно и без ресурсов транснациональной корпорации.
Принципы КСО регламентированы стандартом ISO 26000. Он фокусируется на 6 основных аспектах:
1) права человека;
2) соблюдение трудовых норм;
3) окружающая среда;
4) честная деловая практика;
5) вопросы, связанные с потребителями;
6) участие сообществ и их развитие.
Как правило, с трудовыми нормами и деловыми практиками всё понятно, потому что их регулируют законы. Как построить работу в области экологии и развития сообществ, мы рассказывали в блоге на CNews. А сегодня поделимся опытом имплементации принципа соблюдения прав человека в деятельность ИТ-компании.
Чтобы чего-то требовать от своих сотрудников в области КСО, компании нужно:
Мы решили эти задачи, зафиксировав требования по КСО в корпоративной Политике. Она доступна всем сотрудникам. Каждый знает: распоряжение, нарушающее нормы КСО, можно оспорить с опорой на Политику. В сложном случае можно обратиться к комплаенс-менеджеру, замдиректору по персоналу или лично к директору.
В Политику КСО компании входит Принцип соблюдения прав человека:
«Компания уважает права человека, понимая, что они нераздельно применимы в странах присутствия Компании, любых культурах и при любых обстоятельствах, предпринимает меры по их соблюдению, полагает недопустимым получение выгоды от ситуаций, когда законодательство или его применение не обеспечивает соразмерной защиты прав человека».
Допустим, компания Х делает качественные товары, соблюдает права сотрудников и клиентов. Y — поставщик сырья для Х, который негласно использует детский труд. X растет, требует больше сырья, и смены 12-летних детей на заводе Y становятся длиннее. X не нарушает законов, но поощряет их нарушение своей деятельностью.
Чтобы исключить вероятность подобных случаев, мы создали Кодекс для поставщиков и деловых партнеров и требуем от своих контрагентов его соблюдать.
Буква закона требует, чтобы компания соблюдала Трудовой кодекс РФ и другие российские и международные правовые документы. Дух закона, на наш взгляд, требует большего: настолько расширить законный минимум гарантий, насколько позволяют возможности компании. Мы сконцентрировались на нескольких направлениях:
Инвестиции в здоровье и хорошее самочувствие
Для наших сотрудников действует программа ДМС, включая дорогостоящую стоматологию. В офисах есть медкабинеты, каждый год проходит бесплатная вакцинация и флюорография. Мы компенсируем стоимость спортивных абонементов, арендуем для сотрудников футбольные, волейбольные и баскетбольные спортплощадки и поддерживаем участие в спортивных событиях («Казанский марафон»).
Эти инвестиции распространяются и на семьи сотрудников. Например, мы частично компенсируем стоимость санаторного лечения детям сотрудников, проводим для них мероприятия и т.д. А к важным семейным событиям (свадьба, рождение детей) положены дополнительные выплаты.
Обучение и развитие
Мы в полном объеме оплачиваем сотрудникам обучение и сертификацию. Можно развивать технические навыки, soft skills и учить иностранные языки на внешних и внутренних учебных курсах. В итоге возможностью пройти обучение ежегодно пользуются 90–95% наших сотрудников!
Признание и самореализация
У нас действует 15+ программ признания: торжественные и неформальные, за бизнес-результаты и волонтерство, технические достижения и помощь коллегам. Это означает, что получить признание внутри компании можно, занимаясь наиболее интересной и важной для себя активностью.
Прозрачная система роста
Мы совместно с сотрудниками построили систему оценки эффективности: отпилотировали ее всей компанией и доработали согласно полученным комментариям. Для объективности оценку сделали автоматической. На руководящие и старшие инженерные позиции мы в первую очередь рассматриваем сотрудников. А правила оценки эффективности, аттестации и изменения позиции зафиксированы в общедоступных документах.
Работа по принципам КСО — это не разовый результат, а постоянный процесс. В нем участвуют и компания, и каждый сотрудник — от директора до junior-специалиста.
Задача компании — обеспечить сотрудникам «опору»: продуманную, документально закрепленную официальную позицию, ее последовательное соблюдение и контроль. Наш опыт показывает, что построить такую платформу вполне возможно. И мы надеемся, что больше и больше компаний будут присоединяться к тем, кто уже осознал важность ответственности бизнеса перед обществом.