Судебный пиар или роль резонансного судебного процесса в судьбе адвоката

2019-05-29 22:31:58 Время чтения 5 мин 3293

Как известно, у адвокатов есть главное правило успеха – деньги приходят вслед за лучом внимания. Сначала внимание, потом финансовый успех. Если вы не известны и не авторитетны, вам не стоит ждать ведения серьёзных дел состоятельных клиентов. И потому каждый адвокат тратит время на создание своей известности, на репутацию, прежде чем подойдёт к возможности выйти на новый уровень. О роли освещения резонансных судебных процессов в судьбе адвокатов, рассказывает Вадим Горжанкин, генеральный директор агентства судебного PR «Красное Слово».


В деле построения карьеры и соответствующей практики необходима тщательно просчитанная поэтапная стратегия. Необходимо разными способами суметь заявить о себе до того, как стать знаменитым. Можно создать свой сайт, начать активно вести паблики в соцсетях, написать книгу, разработать авторские семинары и т.д. Однако нет лучшей рекламы для адвоката, чем успешное освещение резонансного судебного процесса с его участием, где достигнут успех. Резонансный судебный процесс сам по себе привлекает внимание прессы, так как создаёт много информационных поводов. Как правило, такие дела находятся под долгим освещением в СМИ (несколько волн публикаций), и фигура ключевого адвоката постоянно на слуху.

Репутация таких известных юристов, как судья Анатолий Фёдорович Кони и адвокат Фёдор Никифорович Плевако сложилась, прежде всего, благодаря прессе, раструбившей на весь мир об успехах этих юристов, которые могли выигрывать дела, прежде всего опираясь на общественное мнение. Одного блестящего красноречия и ораторских способностей не хватило бы без информационного сопровождения их блестящей работы. А.Кони выиграл дело по защите Веры Засулич, покушавшейся на убийство петербургского градоначальника Трепова. Мотив – якобы нарушение запрета на телесное наказание: Трепов приказал выпороть террориста-народника Боголюбова.

Кони председательствовал на процессе, где присяжные оправдали Засулич и вместо наказания в 15-20 лет освободили из зала суда. Овации публики сделали А.Кони национальным героем. На Кони давила власть, требуя гарантий обвинительного приговора. Именно утечка этого факта в прессу укрепила позиции Кони, отказавшегося давать такие гарантии. Некие сборники речей Кони не сделали бы его таким знаменитым, – и таким уверенным в себе – как несколько газетных репортажей в преддверии процесса и по ходу него.

Ораторский дар Ф.Плевако стал известен публике благодаря газетным публикациям с процессов с его участием. Хрестоматийным стал его приём сведения к абсурду, с помощью которого он победил сторону обвинения в знаменитом деле о старушке, укравшей по бедности чайник за 50 копеек. Прокурор признал, что старушка бедна и нуждается, но так как частная собственность священна, она заслуживает наказания, ибо если создать прецедент, Россия погибнет. Возразить было нечего, Россию сотрясали бунты после отмены крепостного права, но Плевако смог блестяще отбить подачу:

"Много бед и испытаний пришлось претерпеть России более чем за тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно". Смех в зале стал причиной того, что старушку оправдали – смеялись над аргументом обвинения.

Прошли годы. Известно об этом блестящем факте победы адвоката стало исключительно благодаря судебному пиару того времени – постоянному освещению знаковых процессов в прессе. На мнение прессы ориентировались судьи, присяжные, обвинение, адвокаты. Пресса стала четвёртой властью. Да, адвокаты были прекрасны, но кто бы о них узнал, если бы не пиар суда? Для адвоката, всерьёз озабоченного повышением своего авторитета, сотрудничество с профессиональными специалистами по пиару просто необходимый элемент построения карьеры. Иначе о блестящем адвокате никто не узнает.