Создатели бизнес-приложения UDS рассказали о важности цифровизации и почему её нельзя назвать модным увлечением крупных корпораций.
Эксперты Всемирного экономического форума уверены: цифровизация принесёт бизнесу и обществу $ 100 трлн. Речь идёт о всех компаниях: и о мастодонтах вроде Microsoft, и о малом бизнесе. Препятствие на пути к автоматизации тоже общее – тотальное неумение выстроить жизнеспособную стратегию, которая свяжет цифровые приоритеты с целями бизнеса.
В Amazon смогли автоматизировать процессы, поэтому компания масштабировалась, а её конкурентов вымыло с рынка. Похожая ситуация с AliExpress, Airbnb и Uber. Их нецифровизированные конкуренты пока держатся на плаву, но где гарантия, что их не смоет очередной волной уже завтра?
Есть и другой вопрос – что ждёт ваш бизнес? Есть ли универсальные рецепты по автоматизации бизнес-процессов? Таких нет и быть не может по определению – уверены эксперты UDS. Отзывы предпринимателей говорят о перспективности сервисных моделей и повсеместном внедрении технологий в ритейле. Рассмотрим цифровизацию подробнее.
На наш взгляд, вокруг цифровизации сложился неверный дискурс. В медиа, на федеральных телеканалах и высоких совещаниях много говорят о потенциальной пользе цифровизации. Например, экономический эффект от распространения промышленного интернета «Ростех» оценивает в 5,5 трлн рублей. Похожая полемика сложилась вокруг 3D-печати. Стартаперы рассуждают, что она позволит возводить целые кварталы за месяц. На самом деле она используется повсеместно. Так реальная технология приобретает репутацию чего-то далёкого, ещё не свершившегося.
Вопрос «А нужна ли нам цифровизация?» некорректен. Автоматизация касается каждого бизнеса, даже палатки с фруктами (они ведь тоже отчитываются перед налоговой). В первую очередь, цифровизация касается компаний, работающих в жёсткой конкурентной среде. Во вторую – тех, кто использует или планирует использовать большие объёмы данных. Далее идут остальные виды бизнеса.
Каждой компании – свой объём цифровизации. Что характерно, инновационный в 2019 году подход рискует через пару лет внезапно «забронзоветь». Возьмём для примера нефтегазовую индустрию. В начале XXI века месторождение называлось цифровым, если там была спутниковая связь. Сегодня в это понятие входит автоматизированная система добычи, мониторинг в реальном времени и дистанционное управление.
Отзывы UDS-экспертов: Давайте оставим иллюзии. Цифровизация – вопрос настоящего, она приносит пользу здесь и сейчас. Это снижение издержек, повышение производительности и ускоренное принятие решений.
Цифровизация подкрадывается незаметно. Рассмотрим банковское обслуживание. Помимо надёжности, выгодных тарифов и операционных возможностей, бизнес интересует технологичность банка. Как минимум, он должен нормально вести дистанционное обслуживание, чтобы не приходилось ездить в отделение на другой конец города. Так отношения «бизнес-банк» цифровизировались сами собой. Однако мы говорим о перспективах опережения.
Чтобы идти впереди конкурентов, неплохо знать, на каком этапе находится цифровизация в вашей компании. Воспользуемся критериями исследовательской группы Altimeter. Какой из этапов подходит вам?
1. Традиционный бизнес. Внутренние процессы формируются исходя из стандартных потребностей компании. Технологичный банкинг входит в этот критерий.
2. Присутствие цифровизации. Внутри компании вводятся пилотные проекты по цифровизации: автоматизируется бухгалтерская отчётность, выполнение задач отражается в единой информационной системе и так далее. Для этого этапа характерно повышение общей цифровой грамотности персонала.
3. Формальная цифровизация. Обновление бизнес-процессов становится нормой. Однако речь идёт об отдельных сегментах компании. К примеру, автоматизировали приём заявок через сайт, но информированием клиентов всё равно занимаются операторы.
4. Стратегический этап цифровизации. Под автоматизацию закладывается отдельный бюджет, есть ответственные за исполнение, их достижения анализируются наравне с другими показателями бизнеса. Цифровизация рассматривается как необходимость.
5. Цифровая конвергенция. Цифровая трансформация поддерживается новой инфраструктурой с её ролями, бизнес-процессами, знаниями и моделями. В мелком и среднем бизнесе изменения наиболее заметны.
Инновационно-адаптивный этап. Цифровизация слилась с бизнес-процессами, она – часть структурных подразделений. Протестированные технологии оперативно масштабируются. Инновации практически не встречают отпор внутри компании.
Отзывы UDS-экспертов: Цифровизация решает задачи, продиктованные бизнес-потребностями. Каждое решение должно улучшить конкретный кусочек работы, по каждому достигается экономический эффект. Иначе смысл теряется.
Компании нужны данные для анализа и планирования. Оно и понятно – так легче отследить покупки клиентов, понять, как им угодить. В этом отношении российский бизнес идёт проторенной дорогой, выпуская карты лояльности. По статистике маркетингового агентства РБК, такие карты выпускает 63 % ритейлеров одежды и 49 % заведений общепита. Столько пластиковой лояльности просто не влезает в портмоне клиентов, ведь даже любители шопинга хранят не больше 19 карточек. Каковы шансы, что среди них окажется ваш бизнес?
А теперь подумайте о такой цифре – 40 % всех выпущенных карт лояльности ни разу не используется. Чтобы сблизиться с клиентом, не надо лезть к нему в кошелёк, лучше быть у него в смартфоне. Впрочем, это только одно из решений.
Расскажем о таком примере. Наш партнёр общался с региональным бизнесменом, который никак не мог привести в порядок учёт клиентов. Процесс отнимал много времени, а нужные данные было очень трудно найти. Возник логичный вопрос: а как он эти данные собирает? Оказалось, что всё хранится в толстой тетради, где клиенты расписаны в алфавитном порядке. Когда места под букву переставало хватать, в тетрадь вклеивали ещё один лист. Вот такая автоматизация.
Автоматизированный сбор данных – одно из первых решений, которые необходимы бизнесу. Исследование McKinsey & Company говорит, что технологии на 30-50 % могут увеличить прибыль и капитализацию компаний. По мнению экспертов, ключевая точка роста кроется в анализе данных клиентов компании. Технологии помогают посмотреть на них беспристрастно, без вмешательства человеческого фактора. Значит, точность стратегических решений потенциально выше.
Отзывы UDS-экспертов: Информация о покупателях – второй воздух для бизнеса. Они и сами не против поделиться информацией о себе, надо только подтолкнуть их к этому.
В России утверждена программа «Цифровая экономика», рассчитанная до 2024 года. Для нужд трансформации совершенствуется инфраструктура, в конце лета собираются тестировать 5G, а цифровизация госуслуг позволила увеличить собираемость налогов на 13-17 %. Кажется, важность технологического преображения понятна всем.
Иногда цифровизация требует дополнительных вложений, к примеру, в ту же инфраструктуру. Так, «Норникель» ввёл новую систему для управления более 500 бизнес-процессов. Чтобы она корректно работала, компания в условиях вечной мерзлоты провела за свой счёт 1000 км волоконно-оптический связи, обновила компьютеры, вложилась в обучение персонала. «Норникель» может позволить подобные вложения, а что делать мелкому и среднему бизнесу?
Небольшие компании в России находятся в более выгодном положении, как бы странно это ни звучало на первый взгляд. Дело вот в чём – по оценке McKinsey, Россия входит в пятёрку стран с лучшими темпами развития цифровизации. Эксперты считают, что это обусловлено «низкой базой». Государства-лидеры уже протестировали технологии, нам они достаются в практически готовом к применению виде.
Отзывы UDS-экспертов: Внутри самих компаний вопрос готовности к цифровой трансформации определяется наличием заинтересованных людей, которые понимают возможности, открывающиеся благодаря внедрению «сквозных» технологий, и желанием этих людей применять новые технологии.
1. Первый шаг к успешной цифровизации – правильная постановка задачи. Например, «как автоматизация повысит конкурентоспособность бизнеса?»
2. Чаще всего инновации буксуют из-за непонимания. Поэтому нужна дорожная карта, в которой расписаны этапы внедрения, закреплены ответственные и KPI-внедрения.
3. Цифровизация – это освобождение человеческих ресурсов, а не простая замена автоматикой.
4. Опросы и мониторинг покупательской активности – тоже сбор данных о клиентах.
5. Практически не осталось компаний, в которых нет элементов цифровизации. Важно понять, на какой стадии ваш бизнес, и отталкиваться от этого знания.
Создатели бизнес-приложения UDS рассказали о важности цифровизации и почему её нельзя назвать модным увлечением крупных корпораций.
Эксперты Всемирного экономического форума уверены: цифровизация принесёт бизнесу и обществу $ 100 трлн. Речь идёт о всех компаниях: и о мастодонтах вроде Microsoft, и о малом бизнесе. Препятствие на пути к автоматизации тоже общее – тотальное неумение выстроить жизнеспособную стратегию, которая свяжет цифровые приоритеты с целями бизнеса.
В Amazon смогли автоматизировать процессы, поэтому компания масштабировалась, а её конкурентов вымыло с рынка. Похожая ситуация с AliExpress, Airbnb и Uber. Их нецифровизированные конкуренты пока держатся на плаву, но где гарантия, что их не смоет очередной волной уже завтра?
Есть и другой вопрос – что ждёт ваш бизнес? Есть ли универсальные рецепты по автоматизации бизнес-процессов? Таких нет и быть не может по определению – уверены эксперты UDS. Отзывы предпринимателей говорят о перспективности сервисных моделей и повсеместном внедрении технологий в ритейле. Рассмотрим цифровизацию подробнее.
На наш взгляд, вокруг цифровизации сложился неверный дискурс. В медиа, на федеральных телеканалах и высоких совещаниях много говорят о потенциальной пользе цифровизации. Например, экономический эффект от распространения промышленного интернета «Ростех» оценивает в 5,5 трлн рублей. Похожая полемика сложилась вокруг 3D-печати. Стартаперы рассуждают, что она позволит возводить целые кварталы за месяц. На самом деле она используется повсеместно. Так реальная технология приобретает репутацию чего-то далёкого, ещё не свершившегося.
Вопрос «А нужна ли нам цифровизация?» некорректен. Автоматизация касается каждого бизнеса, даже палатки с фруктами (они ведь тоже отчитываются перед налоговой). В первую очередь, цифровизация касается компаний, работающих в жёсткой конкурентной среде. Во вторую – тех, кто использует или планирует использовать большие объёмы данных. Далее идут остальные виды бизнеса.
Каждой компании – свой объём цифровизации. Что характерно, инновационный в 2019 году подход рискует через пару лет внезапно «забронзоветь». Возьмём для примера нефтегазовую индустрию. В начале XXI века месторождение называлось цифровым, если там была спутниковая связь. Сегодня в это понятие входит автоматизированная система добычи, мониторинг в реальном времени и дистанционное управление.
Отзывы UDS-экспертов: Давайте оставим иллюзии. Цифровизация – вопрос настоящего, она приносит пользу здесь и сейчас. Это снижение издержек, повышение производительности и ускоренное принятие решений.
Цифровизация подкрадывается незаметно. Рассмотрим банковское обслуживание. Помимо надёжности, выгодных тарифов и операционных возможностей, бизнес интересует технологичность банка. Как минимум, он должен нормально вести дистанционное обслуживание, чтобы не приходилось ездить в отделение на другой конец города. Так отношения «бизнес-банк» цифровизировались сами собой. Однако мы говорим о перспективах опережения.
Чтобы идти впереди конкурентов, неплохо знать, на каком этапе находится цифровизация в вашей компании. Воспользуемся критериями исследовательской группы Altimeter. Какой из этапов подходит вам?
Отзывы UDS-экспертов: Цифровизация решает задачи, продиктованные бизнес-потребностями. Каждое решение должно улучшить конкретный кусочек работы, по каждому достигается экономический эффект. Иначе смысл теряется.
Компании нужны данные для анализа и планирования. Оно и понятно – так легче отследить покупки клиентов, понять, как им угодить. В этом отношении российский бизнес идёт проторенной дорогой, выпуская карты лояльности. По статистике маркетингового агентства РБК, такие карты выпускает 63 % ритейлеров одежды и 49 % заведений общепита. Столько пластиковой лояльности просто не влезает в портмоне клиентов, ведь даже любители шопинга хранят не больше 19 карточек. Каковы шансы, что среди них окажется ваш бизнес?
А теперь подумайте о такой цифре – 40 % всех выпущенных карт лояльности ни разу не используется. Чтобы сблизиться с клиентом, не надо лезть к нему в кошелёк, лучше быть у него в смартфоне. Впрочем, это только одно из решений.
Расскажем о таком примере. Наш партнёр общался с региональным бизнесменом, который никак не мог привести в порядок учёт клиентов. Процесс отнимал много времени, а нужные данные было очень трудно найти. Возник логичный вопрос: а как он эти данные собирает? Оказалось, что всё хранится в толстой тетради, где клиенты расписаны в алфавитном порядке. Когда места под букву переставало хватать, в тетрадь вклеивали ещё один лист. Вот такая автоматизация.
Автоматизированный сбор данных – одно из первых решений, которые необходимы бизнесу. Исследование McKinsey & Company говорит, что технологии на 30-50 % могут увеличить прибыль и капитализацию компаний. По мнению экспертов, ключевая точка роста кроется в анализе данных клиентов компании. Технологии помогают посмотреть на них беспристрастно, без вмешательства человеческого фактора. Значит, точность стратегических решений потенциально выше.
Отзывы UDS-экспертов: Информация о покупателях – второй воздух для бизнеса. Они и сами не против поделиться информацией о себе, надо только подтолкнуть их к этому.
В России утверждена программа «Цифровая экономика», рассчитанная до 2024 года. Для нужд трансформации совершенствуется инфраструктура, в конце лета собираются тестировать 5G, а цифровизация госуслуг позволила увеличить собираемость налогов на 13-17 %. Кажется, важность технологического преображения понятна всем.
Иногда цифровизация требует дополнительных вложений, к примеру, в ту же инфраструктуру. Так, «Норникель» ввёл новую систему для управления более 500 бизнес-процессов. Чтобы она корректно работала, компания в условиях вечной мерзлоты провела за свой счёт 1000 км волоконно-оптический связи, обновила компьютеры, вложилась в обучение персонала. «Норникель» может позволить подобные вложения, а что делать мелкому и среднему бизнесу?
Небольшие компании в России находятся в более выгодном положении, как бы странно это ни звучало на первый взгляд. Дело вот в чём – по оценке McKinsey, Россия входит в пятёрку стран с лучшими темпами развития цифровизации. Эксперты считают, что это обусловлено «низкой базой». Государства-лидеры уже протестировали технологии, нам они достаются в практически готовом к применению виде.
Отзывы UDS-экспертов: Внутри самих компаний вопрос готовности к цифровой трансформации определяется наличием заинтересованных людей, которые понимают возможности, открывающиеся благодаря внедрению «сквозных» технологий, и желанием этих людей применять новые технологии.