Нынешние потребители избалованы предложениями. Если еще лет 50–60 назад людям приходилось выбирать, сходить в магазин через улицу или поехать на другой конец города, то теперь они буквально окружены торговыми точками. Если еще лет 20 назад агрессивный маркетинг работал, то теперь покупатели с огромной вероятностью откажутся от знакомства с компанией, которая звонит по три раза в день, чтобы рассказать об очередной акции. Современный маркетинг — это маркетинг осторожности, ненавязчивости и лояльности. Пожалуй, единственный способ не потеряться на рынке — найти «своих» и активно работать с ними. Специалисты сервиса UDS собрали отзывы предпринимателей и составили рекомендации по разработке маркетинговой стратегии для небольших компаний.
Это крупному бизнесу легко планировать маркетинговые активности. Бюджеты есть на все: и на проверку гипотез, и на продвижение, и на оплату труда целого штата специалистов. Небольшим компаниям намного сложнее. Но есть базовые задачи маркетинга, без которых невозможно развивать бренд.
— Изучение целевой аудитории
Неважно, в компании какого масштаба работает маркетолог. Первое, что он делает, — изучает аудиторию. Можно проводить опросы с помощью Гугл Форм, можно просто общаться с приходящими людьми. Главное — составить портрет гостя: его возраст и социальное положение, его потребности и задачи, то, что его привлекает и/или отталкивает. Эта информация поможет понять, что нужно клиентам. Клиентоцентричный подход — первое правило маркетинга нового времени. Рекламные активности сейчас запускаются с вопроса «Что нужно клиенту?», а не «Что нужно бизнесу?». По отзывам UDS, переход на клиентоцентричность помогает компаниям привлечь и удержать больше потребителей.
— Определение скидочной политики
Скидочная политика — тонкая грань. С одной стороны, она должна учитывать интересы компании, чтобы та не работала в минус. С другой — быть привлекательной для клиентов: вряд ли много покупателей соблазнятся скидкой 3 %. Поэтому определить размер и условия скидочной политики должен маркетолог, а не отдел продаж. Он должен сделать это на базе информации о целевой аудитории, ценах конкурентов, стоимости производства и дистрибуции. Но в любом случае такая программа быть должна: скидки были и остаются эффективным рекламным инструментом. Отзывы UDS утверждают, что внедрение системы скидок привлекает людей и повышает их лояльность к компании.
— Общение с клиентами
Хороший маркетолог всегда сверяется с мнением аудитории. Случается, что запланированная активность, которая показалась сотрудникам компании гениальной, у клиентов не вызывает прогнозируемого ажиотажа. Важно держать руку на пульсе, чтобы вовремя корректировать свои действия. Поэтому стоит мотивировать клиентов оставлять честные отзывы о компании.
Выше мы рассказали об общих принципах маркетинга в небольшой компании. А сейчас поговорим о точечных рекламных активностях, которые помогут работать с клиентской базой и привлекать новую аудиторию.
Реферальная программа
Вопреки возможным опасениям, это рабочий инструмент, который не требует больших материальных вложений. Реферальная программа работает так: каждый действующий клиент получает индивидуальный код, которым делится с друзьями. Когда друг приходит в компанию и показывает код, ему достается бонус. Поощрение забирает и рекомендатель. В итоге все в плюсе: рекомендатель отблагодарен за лояльность, новый клиент изначально настроен доброжелательно к компании, а сама организация потратила минимум усилий, чтобы получить двух постоянных покупателей. Главное — просчитать максимально комфортный для бренда размер вознаграждения. Это вложение обязательно окупится. Реферальную программу удобно вести в собственном приложении, где у каждого участника есть личный кабинет. Если собственного приложения нет, сервис UDS, по отзывам предпринимателей, полностью заменит его по функционалу.
Индивидуальные скидки
Скидка — уже хорошо, но когда она индивидуальная — еще лучше. Как правило, крупные компании поздравляют своих покупателей с личными и федеральными праздниками: день рождения, 8 марта или 23 февраля, Новый год, День Победы и т. д. Если речь идет о детских магазинах, могут отправить родителю поздравление с днем рождения ребенка. Можно смело брать с них пример. Правда, не стоит быть слишком щедрым: если каждый месяц ставить скидку 50 % в честь какого-либо праздника, никто не купит продукт по полной цене. Большие скидки уместно смотрятся в день рождения. Для остальных случаев достаточно 10 или 15 %. Опять же, информировать о скидках удобно через личное приложение. Если его нет, сервис UDS сообщит клиентам о скидках и акциях в пуш-уведомлении — по отзывам предпринимателей, люди обращают на пуши не меньше внимания, чем на СМС и даже email-рассылку.
Бонусы за отзывы
Отзывы, по мнению UDS, — подарок для любого бизнеса. Можно сказать, это бесплатное экспертное ревью процессов компании. Поэтому очень важно правильно на них реагировать. Даже в том случае, если они негативные. Клиент считает, что его мнение может изменить какую-то функцию к лучшему — необходимо показать, что это действительно так. Нельзя оставлять мнения без ответа: так потенциальные и реальные пользователи решат, что владельцу нет никакого дела до тех, для кого продукт разрабатывался. Конечно, неудобно следить за десятком площадок-отзовиков. Сервис UDS позволяет оставлять отзывы о компании прямо в ее карточке. Клиент знает, что его комментарий точно будет замечен, а маркетолог и владелец бизнеса не ищут мнения по разным ресурсам и обрабатывают их в одном окне. Если клиенты неохотно делятся впечатлениями, можно предложить дополнительную мотивацию, например, скидку или небольшой подарок за честный отзыв.
По мнению UDS, работа с клиентами не менее (если не более!) значима, чем работа над самим проектом. Какой бы маленькой ни была компания, первое, на что ей нужно обратить внимание — общение с аудиторией и борьба за ее лояльность. Разумеется, деликатная и ненавязчивая.