Суть: несмотря на происходящее в мире, дела в индустрии идут хорошо, но лидеры теряют позиции, рынок сегментируется. Небольшие специализированные сервисы дышат в затылок крупнейшим игрокам рынка.
Переводим и комментируем колонку Business Insider об изменениях на мировом рынке PR-софта, которая, в свою очередь, основывается на результатах ежегодного сравнительного исследования Burton-Taylor.
Прежде чем перейти к обзору, коротко пройдемся по самому термину “PR-софт”. Под ним понимается набор автоматизированных инструментов и сервисов, которые бизнес использует для усиления эффективности и контроля своих PR-активностей. Burton-Taylor выделяют 5 сегментов внутри рынка:
Что касается работающих на этом рынке компаний, среди них Burton-Taylor выделяет два типа – условно, “специализированные” и “комплексные”.
Специализированные компании, соответственно, сосредоточены на одном направлении, а комплексные – работают по нескольким сегментам. Последние, по совместительству, также лидеры рынка – большая часть доходов оседает на счетах 8 организаций: Argus Data Insights, Business Wire, Cision, Intrado, Isentia, Kantar, Meltwater, Unicepta.
Теперь, когда мы немного познакомились с контекстом, взглянем на тезисы из статьи.
Прежде всего, рынок PR-софта приятно прибавил в весе – в 2021 году он достиг 5,5 млрд долларов (+ 14,7% по сравнению с 2020-м). Хорошему росту способствовало увеличение расходов на углубленные медиаисследования, том числе социальных сетей и эффективности собственного контента (проще говоря, условных пресс-релизов).
Сами участники исследования рассказали, что обстановка в экономике и в мире для них сейчас складывается весьма удачно. Влияние пандемии на их бизнес ослабевает, а экономическая и политическая напряженность в мире заставляет компании внимательнее следить за инфополем и быть готовыми отреагировать на репутационный угрозы.
Внутри рынка, однако, не все спокойно – исследователи отмечают, что он уже не так консолидирован, как раньше.
С одной стороны, для Cision и Meltwater – лидеров отрасли – последние несколько лет были достаточно продуктивными: в 2021-м доходы обеих компаний выросли на 14% и 12% соответственно, они поглотили несколько других бизнесов чтобы выйти в новые регионы, а чуть ранее даже планировали слияние (антимонопольные службы идею не оценили и хода ей не дали).
С другой – доля рынка ведущих компаний постепенно снижается. В 2019-м на она составляла 37,3%, в 2020-м – 33,9%, в 2021-м – уже 32,9%, то есть, процесс начался еще до пандемии (которая его замедлила, но не остановила). Весь остальной рынок занимает ряд узкоспециализированных игроков, Burton-Taylor особенно выделяет среди них американскую Intrado, немецкую Unicepta, британскую Access Intelligence и базирующуюся в ОАЭ Carma. Все они демонстрируют бурный рост и понемногу прицеливаются на международных клиентов и новые рынки, в том числе азиатские.
«Этот сдвиг отражает продолжающийся сильный рост специализированных поставщиков данных, высокую эффективность (как рыночную, так и в контексте решения задач) нишевых медиааналитических сервисов», — говорится в отчете.
Главные тезисы отчета: