Смещение фокуса пиарщиков с классических медиа на диджитал привело к изменению подходов к оценке эффективности коммуникаций — и это подтверждают участившиеся запросы на внедрение SEO-метрик в качестве KPI для отслеживания PR-службой: доля в поиске (Share of search), оценка прямого или поискового трафика с привязкой к PR-активностям, метрики, завязанные на тональности выдачи и её динамике. На самом деле, слияние PR и Digital происходит не только в кейсах на конференциях, это реальный процесс, который, возможно, пока не сильно заметен на фоне схожих тенденций в маркетинге.
Команда медиааналитического агентства Ex Libris рассказывает, как можно адаптировать классические PR-метрики к работе в диджитале, что можно добавить, как систематизировать так, чтобы не получить в итоге винегрет из маркетинговых и PR KPI?
Общий подход можно почерпнуть, например, из руководства Cision по оценке эффективности digital PR. Авторы документа предлагают измерять цифровой PR по принципу маркетинговой воронки.
Сюда относятся классические PR-метрики и аспекты работы: осведомленность о бренде, анализ упоминаний и управление репутацией. Несколько слов о каждом:
Самая интересная часть. Если описанные выше практики PR-специалистам уже хорошо знакомы, то дальше речь пойдет о направлении, которое, на первый взгляд, мало пересекается с коммуникациями, – анализом трафика и поисковой выдачи.
Ценность привлеченных на сайт пользователей руководители хорошо понимают, а значит и отчет об эффективности PR с использованием этой и смежных с ней метрик будет выглядеть убедительно.
Основными сущностями, за которыми можно следит в контексте PR в кабинете вэб-аналитики будут скачки поискового и прямого трафика (вероятно связанные с вашими новыми инфоповодами\статьями\выходами у известных блогеров или в подкастах), рост количества визитов по ключевым словам, связанным с брендом и PR-активностью, реферальные переходы (с сайтов СМИ\форумов), и, соответственно, качество этого трафика, выраженное в совершении нужных действий на сайте (регистрации, подписки и прочее).
Обратные ссылки – обязательный связной элемент между вашей публикацией и сайтом компании. Они обеспечивают поток посетителей на сайт, а также способствуют повышению позиций в поисковой выдаче. Google специально отдает приоритет в поиске компаниям с наибольшим количеством релевантных обратных ссылок, а PR — один из лучших источников для получения сильных обратных ссылок из релевантных источников.
При этом не все ссылки одинаковы. Рассмотрим разные варианты на примере рекомендации ресторана:
Разумеется, это не значит, что каждая ссылка должна обрастать поисковыми запросами, все больше деформируя исходный текст (интернет уже проходил через это в начале нулевых). Если в публикации нет места для органичного встраивания анкорной ссылки, url-адрес в названии компании или даже простое упоминание – это все равно еще один балл к вашему ссылочному профилю.
В качестве верхнеуровневого KPI из этой области для Digital PR может выступить Share of search. Это метрика из области поисковой оптимизации, сейчас используется медиааналитиками в качестве KPI для коммуникаций и PR в интернет-среде. Простыми словами, Share of search — это доля пользователей, в чьих поисковых запросах (для России — в основном актуальны Google и Яндекс) присутствует название конкретного бренда\компании\продукта, от общего количества людей, которые ищут все бренды в выбранной категории. Аналог Share of Voice, но только про присутствие в поисковой выдаче.
Разберем условный пример. Допустим, мы производим пакетированное молоко под брендом «Весёлая Коровка», и обнаруживаем, что в течение ноября 2020 года наш бренд искали в Google 10 000 раз. Затем, повторив это упражнение по всем нашим конкурентам, мы обнаружили, что их, в общей сложности, искали 90 000 раз. Используя эти данные, мы рассчитываем Share of search в ноябре 2020 следующим образом:
Нижний уровень нашей воронки коммуникаций предполагает оценку влияния диджитал PR верхнеуровневые бизнес-метрики. Классический пиар редко доходит до таких измерений, а в случае с диджитал коммуникациями нам на помощь придут маркетинговые метрики. Конверсии, количество посетителей сайта, которое удалось привлечь с помощью коммуникаций, их целевые действия, вплоть до динамики добавления товаров в корзину и, наконец, продаж. И конверсии, и продажи можно отслеживать онлайн и в реалтайме — тут на помощь приходят сервисы сквозной аналитики трафика.