Анализ рынка пюре из фруктов и овощей

2021-01-05 15:52:44 1006

Российский рынок пюре из фруктов и овощей вырос на 8,9% с 2014 года и достиг в 2019 году 2,2 млрд. условных банок. В 2020 году прогнозируемый рост рынка достиг 14,5%, что в натуральном выражении составило 2,6 млрд. условных банок. Рынок растет в основном за счет российского производства – объемы импорта плодоовощных пюре на российском рынке, наоборот, сокращаются (с 532 тыс. условных банок в 2014 году до 375 условных банок в 2019 году). При этом сокращение импорта по прогнозу продолжилось и в 2020 году.

Рис. 1 Динамика производства и импорта плодовоовощных пюре для взрослых и детей с 2014 по 2020 годы (в тыс. условных банок) Источник: Росстат, расчёты: Центр экономики рынков

В структуре импорта плодоовощных пюре большую долю составляют пюре, используемые в качестве сырья для дальнейшего производства соков и паст на территории России. Например доля томатного пюре в общем объеме импортируемых пюре составляет 87,6% – импортное томатное пюре используется в качестве сырья в отечественном производстве томатных соков, кетчупов и томатных соусов. Около 4,7% от импорта пюре занимает яблочное пюре, которое также используется в производстве яблочных соков отечественного производства – для придания им более сладкого вкуса, так как российские яблоки в большинстве своем обладают более кислым вкусом. Наибольший рост производства плодовоовощных пюре показывает сегмент пюре и паст плодоовощных для взрослых – всего с 2014 года объемы производства в данном сегменте выросли на 42% с 871 млн условных банок пюре в 2014 году до 1,2 млрд. условных банок в 2020 году. Сегмент производства плодоовощных пюре для детского питания с 2014 года, наоборот, сократился в среднем на 10,5% с 1,5 млрд. условных банок в 2014 году до 1,3 млрд. условных банок в 2020 году . Больше всего за указанный период сократилось производство детских пюре из фруктов (в данном сегменте наблюдается падение объемов производства с 2014 года на 82,7%). Общая доля, приходящаяся на производства плодоовощных пюре для детского питания, с 2014 года сократилась в структуре рынка с 63% до 52% (в 2020 году). Сегмент плодоовощных пюре и паст для взрослого питания, наоборот, увеличился с 2014 года с 37% до 48% (в 2020 году). Наибольшую долю в структуре производства пюре и паст в разрезе состава производимой продукции занимают пюре и пасты из овощей. На долю данного сегмента в 2019 году приходилось 72,5% всех производимых в России пюре и паст или 0,66 млрд условных банок. В 2020 году ожидается, что сегмент вырастет на 50% и достигнет 0,99 млрд условных банок. Самую незначительную долю в производстве пюре и пасты из овощей занимают овощефруктовые смеси – в 2019 году их производилось всего 1,5 млн условных банок или 0,1% от общего объёма производства плодоовощных пюре. В сегменте детского питания наибольшее сокращение объемов наблюдалось в производстве фруктовых пюре: с 489 млн. условных банок в 2014 году до 84,5 млн. условных банок в 2020 году. Производств овощных пюре для детского питания, наоборот, выросло за указанный период с 853,6 млн условных банок в 2014 году до 927,1 млн. условных банок в 2020 году.