В преддверии международного Дня электронной книги ЛитРес проанализировал, как часто россияне дочитывают книги до конца, какие произведения они прочитывают до последней страницы, а какие бросают в самом начале. Выяснилось, что отечественную литературу дочитывают чаще зарубежной, а художественные произведения — чаще, чем нон-фикшн. С «Ромео и Джульеттой» справились всего 20% пользователей, историю Анны Карениной узнать до конца смогли только 17% россиян, «Капитал» Карла Маркса осилили 5%, а сага «Голодные игры» захватывает внимание читателей до последних страниц больше «Гарри Поттера» и «Властелина колец».
Специально к международному Дню электронной книги, который ежегодно отмечается 18 сентября, ЛитРес, лидер рынка электронных и аудиокниг в России и странах СНГ, изучил статистику дочитываемости книг в сервисе и выяснил, какие произведения, авторы и жанры лидируют по этому параметру. В исследовании участвовали только те книги, которые начали читать более 1 000 пользователей. Всего за период с апреля 2019 года по сентябрь 2020 года книги в ЛитРес, как платные, так и бесплатные, начали читать более 18 млн человек. При этом только 49% пользователей по разным причинам добираются до конца произведений, а 20% остановились на первых главах и даже страницах. Интересно, что редко кто сдается на середине книги: таких читателей оказалось менее 1,5%.
Художественная литература vs нон-фикшн
Художественные произведения привлекают пользователей интересным захватывающим сюжетом, яркими персонажами, интригой, которая часто остается до последней страницы. Именно поэтому 58% россиян дочитывают их до конца, чтобы узнать, кто убийца, и жили ли герои долго и счастливо, либо развелись и улетели строить свое счастье в разные галактики. Многое здесь зависит от жанра: фэнтези дочитывают 72% пользователей, любовные романы — 70%, а боевики — 68%.
Нон-фикшн книги пользователи бросают читать гораздо чаще: только 24% читателей остаются с автором до последнего, примерно столько же расстаются с книгой в самом начале. Одна из причин этого — аудитория ценит свое время, критично подходя к контенту, и не хочет читать «воду» и повторяющиеся несколько раз мысли. Кто-то считает «миссию по саморазвитию» завершенной и успокаивается от одного только факта покупки или скачивания книги. Кроме того, многие выбирают нон-фикшн в аудиоформате: только 18% пользователей сервиса выключали книги в самом начале, дослушали до конца более 29%. Самым популярным нон-фикшном стали короткие произведения Владислава Гайдукевича: в среднем их дочитывают 56% пользователей. На втором месте среди российских авторов — Наталья Краснова (54%). А вот их зарубежные коллеги отстают со значительным отрывом: У Марка Мэнсона, Джона Кехо и Гэри Чэпмена по 31% дочитываний.
Булгаков vs Мопассан
Зарубежная классическая литература по дочитываемости уступает русской: 34% против 38%. Среди отечественных авторов топ возглавляет Михаил Булгаков: его произведения заканчивают 54% читателей. На втором месте — Антон Чехов с 53% дочитываний, на третьем — Сергей Есенин (52%). Чаще всего россияне бросают читать книги Александра Солженицына: до последней страницы его произведений добираются менее 82% пользователей, 22% при этом заканчивают чтение, едва начав. С произведениями из школьной программы справляются далеко не все читатели: «Преступление и наказание» Федора Достоевского не закончили 77% пользователей, а 40% сдались еще на первых страницах романа. Историю Анны Карениной из первоисточника до конца смогли узнать только 17% россиян, остальные, вероятно, посмотрели экранизацию с Кирой Найтли в главной роли. Столько же читателей смогли дочитать 925-страничный первый том «Войны и мира» Льва Толстого. Интересно, что за развитием сюжета во втором томе они следили уже более внимательно: 36% дочитывающих. Чем закончились отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина узнали 19% читателей, а Евгения Базарова и Анны Одинцовой — 31%. «Мертвые души» осилили 16%, а «Бедную Лизу» — целых 58%.
Среди зарубежных классиков самым дочитываемым оказался Ги де Мопассан (53%), также часто пользователи добираются до последних страниц произведений Сомерсета Моэма (51%), Агаты Кристи (50%), Харпер Ли (50%) и Маргарет Митчелл (52%). С трудом же дочитывают книги Генри Миллера (5%), Шарля Бодлера (8%), Иоганна Вольфганга Гёте (12%) и Льюисса Кэролла (16%). Активнее всего из зарубежной классики начинают «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира и «Ярмарку тщеславия» Уильяма Теккерея, однако полностью с произведениями справляются только 20% и 29% читателей соответственно.
Михаэлидес vs Лукьяненко
Книги современных зарубежных писателей до конца осиливают только 43% читателей, в то время как отечественных авторов дочитывают больше половины пользователей. В первой категории самыми дочитываемыми писателями оказались Алекс Михаэлидес (73%), Анна Тодд (71%), Салли Руни (67%), Элена Ферранте (65%), Ю Несбё (64%) и Пауло Коэльо (62%). Во второй — Сергей Лукьяненко (70%), Мария Метлицкая (67%), Марина Степнова (65%), Маша Трауб (65%) и Борис Акунин (62%). Чаще всего бросают книги Ирвина Уэлша (более 80%), Стивена Фрая (более 76%) и Дж. Р.Р. Толкина (более 70%). Среди произведений зарубежных писателей охотнее всего читают до последних страниц книги из «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте, вторую книгу из серии «Убийство Командора» Харуки Мураками, «Нормальных людей» Салли Руни и «Безумно богатых азиатов» сингапурского дизайнера Кевина Квана. У российских современных авторов по количеству дочитываний лидируют «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, «Наполеонов обоз. Книга 2. Белые лошади» Дины Рубиной, «Женщины Лазаря» Марины Степновой, «Дневник свекрови» Марии Метлицкой, «Бедабеда» Маши Трауб и «Пищеблок» Алексея Иванова.
Объем не имеет значения
Статистика ЛитРес показывает, что даже если в книге больше 1 000 страницы, благодаря захватывающему сюжету и интересным героям, полностью прочитать ее вполне могут более 50% читателей. Среди «объемных» произведений самыми дочитываемыми за последние полтора года стали: «Серый: Серый. Подготовка. Стальной рубеж» Константина Муравьева (70%), «Тень горы», продолжение бестселлера «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса (59%), «Буря мечей» (55%) и «Битва королей» (54%) Джорджа Р.Р. Мартина, «Щегол» Донны Тартт и «Источник» Айн Рэнд (по 52%). Оказалось, что сложнее всего читателям было справиться с «Полным собранием сказок и легенд в одном томе» братьев Гримм (4%), «Капиталом» Карла Маркса (5%), «Наукой логики» Георга Гегеля (5%) и Библией с иллюстрациями Гюстава Доре (7%).
Самые популярные саги
Количество книг в серии также не снижает популярности произведений, наоборот, часто вторую и последующие части дочитывают гораздо охотнее первых. Так, например, среди книг о юном волшебнике из Хогвартса самой «завершаемой» стала последняя, «Гарри Поттер и Дары смерти» (60%), в том время как «Гарри Поттер и философский камень» закончили только 33% читателей. Самой дочитываемой сагой стала при этом не история, созданная Джоан Роулинг (53%), а серия «Голодные игры» от ее американской коллеги Сьюзен Коллинз (70%). С «Сумерками» и «Пятьюдесятью оттенками серого» справились 59% и 57% пользователей сервиса соответственно. У эпопеи «Песнь льда и огня» Джорджа Р.Р. Мартина 52%. До последней страницы реже всего дочитывали трилогию Дж. Р.Р. Толкина «Властелин Колец» (36%).
Группа компаний «ЛитРес» включает бренды ЛитРес, MyBook, LiveLib, ЛитРес: Самиздат, ЛитРес: Чтец и ЛитРес: Библиотека.
ЛитРес — лидер на рынке лицензионных электронных и аудиокниг в России и странах СНГ. Ассортимент сайта litres.ru насчитывает более 1 миллиона электронных и аудиокниг на русском и иностранных языках, среди которых около 48 000 бесплатных книг. Каждый месяц в каталоге компании появляется почти 5 000 новых книг.
MyBook — крупнейший книжный сервис по модели подписки, который открывает доступ к каталогу из 290 000 электронных и аудиокниг: от художественных до научно-популярных книг и деловой литературы.
LiveLib — это крупнейший книжный рекомендательный сервис на русском языке с 5,5 млн аудиторией. Позволяет создавать личные коллекции, выбирать и обсуждать книги. На сайте более 19 млн оценок пользователей и более миллиона рецензий как на новинки, так и на классические издания. Ежегодно сайт проводит книжную премию, в которой выбор делают не эксперты, а читатели. В голосовании «Выбор читателей 2019» за книги было отдано более 120 000 голосов. В 2011 году LiveLib стал Лауреатом премии Рунета в категории «Наука и образование», получив специальный приз за самое большое количество рецензий.
ЛитРес: Самиздат — издательская платформа для независимых авторов с бесплатным доступом к 20 миллионам читателей. Уже более 19 000 авторов выбрали сервис для публикации своих произведений. Произведение можно выкладывать и по главам, сохраняя интригу для читателя, в рамках проекта ЛитРес: Черновики. Когда текст будет загружен, книга попадет в крупнейшие онлайн-магазины и книжные сервисы: LitRes, Ozon, MyBook, Google Play, iBooks и другие (всего более 100 площадок).
ЛитРес: Чтец — проект, где любой желающий может стать «голосом» книги и получить авторские отчисления с продажи каждого озвученного им произведения. На данный момент в сервисе более 900 активных чтецов, более 4 000 книг и 240 000 проданных копий.
ЛитРес: Библиотека — проект, с помощью которого государственные публичные библиотеки могут выдавать своим посетителям электронные и аудиокниги, читатели при этом могут брать любые книги из ассортимента сроком до 14 дней. В 2019 году в рамках проекта читателям было выдано более 1,4 млн книг. К проекту подключено 569 библиотечных систем и самостоятельных библиотек из 75 регионов РФ (около 8 535 библиотек-филиалов выдают доступ читателям): из них 124 библиотеки федерального и регионального уровня, 340 городских и 105 сельских библиотечных систем.