Если человеку необходимо много передвигаться с комфортом, логично купить автомобиль. Но, если поездки — редкость, проще оплатить услугу такси или каршеринг. В этом случае расходы ограничены только услугой — перемещением из пункта А, в пункт Б. При этом необходимость делать ремонт, страховку и цены на бензин не входят в круг забот.
Аналогично с программным обеспечением. SaaS в среде IT можно сравнить с такси или каршерингом: понадобилась услуга, оплачивается подписка и происходит использование. Если необходимости в услуге больше нет, то можно прекратить платежи.
SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга) — сервисная модель, в рамках которой подписчик получает онлайн-доступ к нужному софту, но не отвечает за его установку, обновление и поддержку работоспособности.
Как правило, SaaS — облачное решение. Иначе говоря: вычислительные мощности (программное обеспечение) расположены на удаленных серверах в зоне ответственности поставщика, а заказчик услуги после оплаты получает доступ к ним через браузер, мобильное приложение или по API.
Ключевые особенности SaaS-модели:
SaaS-сервисы — обычное явление, с которым многие люди сталкиваются ежедневно. Низкий финансовый порог входа и универсальность подписной модели делает их востребованными в любой рыночной нише: от корпоративной бухгалтерии до обработки личных фотографий.
Примеры SaaS-сервисов: облачное хранилище файлов Dropbox, визуальный редактор Canva, система управления клиентами amoCRM.
Как и любой IT-продукт SaaS-решения имеют достоинства и недостатки. Расскажем о преимуществах.
Приоритетная схема расчетов большинства SaaS-сервисов — абонентская плата. Это означает, что клиенту не нужно покупать лицензию на продукт и спонсировать систему управления данными (СУБД). Серверы, инженерные коммуникации и телекоммуникационная инфраструктура — это обязанности провайдера услуги.
Внедрение на предприятии многоцелевого ПО — длительный процесс в несколько месяцев. Применение SaaS-решений исключает необходимость подготовки аппаратной части, а настройка облачного софта занимает считанные дни. Всё, что нужно покупателю услуги уже установлено, проверено и работает, достаточно иметь устройство, подключенное к сети.
В случае SaaS рост бизнеса не требует сложных схем с покупкой дополнительного оборудования и настройкой программ. Новые рабочие места, филиалы и абонентские базы легко подключаются к существующей системе. Также просто, при необходимости можно расширить существующую конфигурацию подключением нового модуля для решения специфических задач.
Сведения о пользователях SaaS-систем зашифрованы и находятся в специальных хранилищах — центрах обработки данных (ЦОД). Оплачивая облачное ПО, клиент может не беспокоиться об угрозах и последствиях физического урона информации.
Также большинство SaaS-сервисов по умолчанию предлагают опцию автоматического бэкапа — резервного копирования. Потерянные в случае сбоя, ошибки или намеренной атаки данные будут восстановлены.
Важно: соответствие Tier I-IV (уровень надежности дата-центра) — обязательное условие сертификации любого ЦОД.
Всё, что нужно для получения услуги по модели SaaS — браузер и устройство, подключенное к сети. Не имеет значения, какие устройства компания использует для работы — ПК, планшеты или смартфоны. Неважно, где находятся сотрудники — в офисе или выполняют обязанности удаленно. В любом случае каждый из них получит полноценный доступ к корпоративной сети и нужному сервису.
Принцип удаленного сотрудничества в любой отрасли, SaaS в том числе, предполагает стабильную связь между поставщиком и потребителем услуги. Отключение или недостаточная скорость интернета лишает облачные сервисы большинства преимуществ.
Если изменить точку зрения и оценить потенциал SaaS-сервисов с позиции владельца, а не пользователя, модель оказывается не менее эффективной. Вот лишь некоторые способы заработать на продаже доступа к облачному ПО.
Чтобы IT-продукт стал востребованным, нужна хорошая идея, достаточно многочисленная целевая аудитория и грамотный разработчик. О том, из каких этапов состоит создание SaaS-платформы, расскажем дальше.
Сложность и продолжительность разработки платформы зависят от многих факторов: сегмента рынка (B2B/B2C), назначения, количества опций, которыми планируется привлекать пользователей. Приведем общую схему.
Важно: работа над качеством SaaS-платформы не прекращается после запуска. Даже если метрики показывают, что продукт принят ЦА благожелательно и у него есть перспективы, не стоит останавливаться на текущих позициях.
Непрерывное развитие — внедрение новых опций, работа над вовлеченностью подписчиков и стремление превзойти конкурентов — единственный способ оставаться востребованным как можно дольше.
SaaS-сервисы — данность нашего времени. Они решают множество задач, финансово доступны, нетребовательны к аппаратному парку, и применимы везде, где есть интернет-подключение.
Разработка SaaS-решений — сложный процесс, его невозможно оценить и реализовать не имея опыта. Даже готовые «коробочные» решения, которые обещают быстрый и недорогой запуск, требуют профессионального участия.
Оригинал статьи: https://sibdev.pro/blog/articles/chto-takoe-saas-i-zachem-onvashemu-proektu