6 важнейших навыков сотрудничества и как их развивать

2023-10-11 17:31:53 Время чтения 8 мин 840

Совместная работа объединяет людей из разных областей, отделов и групп для достижения общей цели. Но прийти к взаимопониманию будет невозможно, если каждый НЕ будет уметь правильно общаться с коллегами. Есть и хорошая новость - этому можно научиться.

1. Открытость

Одним из наиболее важных аспектов успешного сотрудничества является открытость и принятие новых идей. Когда люди приходят на совещание, чтобы обсудить проект, каждый имеет свою специализацию и собственную точку зрения. Неизбежно возникает целый поток идей и мыслей о том, как надо поступить. Для одних эти мысли будут ясными, для других - незнакомыми, новыми, интересными и (возможно) тяжелыми для восприятия.

Люди, имеющие природное любопытство, будут чувствовать себя прекрасно, а вот более склонны к консерватизму могут задержать или даже остановить развитие проекта даже раньше, чем он начнется. А поскольку интерес и беспристрастность являются одними из фундаментальных основ сотрудничества, руководителям необходимо найти способы развить их в своих людях. Можно начать встречу с напоминания о том, в какой среде появляются самые смелые и творческие идеи. Когда они находятся в зачаточном состоянии, выбирайте самое интересное и задавайте вопросы. Это могут быть сложные вопросы, если их провоцирует желание узнать больше, а не стремление показать свою власть или произвести впечатление на окружающих. Еще одна вещь, которую можно сделать, чтобы простимулировать принятия новых идей, - заранее продумать, что будет обсуждаться на встрече. Например, если вы хотите организовать мозговой штурм, объясните участникам, прежде чем отвергнуть идею, ее нужно выслушать и проанализировать, обдумать и аргументированно отказаться от этого направления или развить его.

2. Общение

Четкое и вдумчивое общение есть еще одним обязательным условием успешного сотрудничества. Люди должны быть в состоянии объяснить свои мысли другим. Проблема в том, что все общаются по-разному. Некоторые чувствуют себя абсолютно комфортно во время публичных выступлений, а другие более замкнуты. Нужно помнить о различиях в стилях общения и адаптироваться.

Эффективное общение требует высокого уровня самосознания. Сотрудники должны понимать свои сильные и слабые стороны. Не все могут просто взять и сказать, что им не нравится или непонятно. Чтобы сгладить недоразумения, необходимо:

  1. Общаться с людьми так, как они предпочитают это делать. Например, застенчивые люди отдают предпочтение предпочитают письменному, а не устном общению.
  2. Дайте возможность всем высказаться. Установите программу для совместной работы - это отличный способ облегчить взаимодействие в рабочем коллективе.
  3. Если у кого-то из коллег есть проблемы с формулировкой своих идей, нужно постараться их понять. Можно сделать это лично или при групповом общении, но обязательно тактично. Не стоит пренебрегать чьими мыслями, только потому что человек не может достаточно ясно их выразить.

Создание среды для совместной работы - это создание пространства для всех типов общения и взаимодействия. Нужно продумать несколько альтернативных способов коммуникации, иначе самые активные сотрудники перетянут все внимание на себя. Помочь людям улучшить свои навыки общения сложно, но это можно сделать после того, как возникнет доверие и появится ощущение комфорта.

3. Организация рабочего процесса

Командная работа не может быть эффективной, если люди не умеют делегировать полномочия, выполнять свои обязанности и самоорганизовываться. В идеале организация рабочего процесса - это не тот навык, которому не нужно учить людей во время проекта.

Имеется в виду, что наемные сотрудники способны справляться с задачами на своих должностях. Но бывают исключения. Однако если людям регулярно приходится просматривать зоны ответственности по проекту, они довольно быстро научатся организовывать свое время и рабочую нагрузку, особенно если это влияет на работу их коллег.

4. Долгосрочное мышление

Еще одним чрезвычайно важным фактором совместной работы является способность мыслить в долгосрочной перспективе и представлять конечный результат. Это значит, что все должны понимать масштабы проекта и роль каждого в нем.

Чем больше у человека информации, тем лучше он сможет выполнять свою часть работы. Лучший способ привлечь работников к сотрудничеству - дать им возможность внести свой вклад в общее видение и цели. Речь идет о том, чтобы объяснить всем, зачем нужен проект. Руководители должны убедиться, что все понимают, как их работа влияет на достижение командных целей, целей компании и как правильная взаимодействие с коллегами поможет их достижению.

5. Адаптивность

Посмотрим правде в глаза: совместные проекты часто идут не так, как планировалось. Изменение приоритетов и проблемы задерживают прогресс, возникают нестыковки, которые приводят к полной дезорганизации всего процесса. Чтобы продолжать работу, люди должны уметь адаптироваться к любым ситуациям. Адаптивность - это одна из важнейших составляющих совместной работы, которой достаточно трудно овладеть.

Хорошая адаптация к изменениям приходит с практикой и опытом. Здесь понадобится пример от руководителя. Все шло как по маслу, но вдруг непредвиденная проблема остановила весь прогресс в важном проекте. Лучше всего - сохранять спокойствие и сосредоточиться на следующих шагах. Поощряйте адаптивность, не зацикливайтесь на беспокойстве, решайте проблему.

6. Дискуссия

Последний навык - это умение тактично и продуктивно обсуждать идеи со своими коллегами, не вдаваясь в частное. Дискуссия - это движущая сила инноваций: хорошие идеи получают ход, неудачные отходят на задний план и проект движется вперед.

Но выразительное обсуждение может даваться сложно, особенно если человек эмоционально привязан к своим аргументам. Руководителям нужно создать условия, где поощряются дружеские, конструктивные дискуссии и при необходимости отслеживать их развитие.

Опять же, это не обязательно должно быть устное, личное общение, хотя без этого сложно обойтись. Можно создать чат или форум, где сотрудники смогут решать рабочие вопросы. Суть в том, чтобы обеспечить постоянное общение о работе - производительное и вежливое.

Создание условий для успешной коммуникации должно также включать в себя способность предугадать, что может этому помешать, и предотвратить это до того, как люди замкнутся в себе. Каждый человек в компании должен иметь право голоса и возможность проявить свои знания и умения.

  Автор: Трепольский Дмитрий, директор по развитию Pronline.ru