Карьера IT-специалиста привлекает многих. Эта сфера динамично развивается и считается одной из самых перспективных, даже мировой кризис не смог помешать её росту.
Также нужно учитывать и другие тенденции. Вероятно, уже в ближайшем будущем спрос на низкоквалифицированный труд будет падать. Уже сегодня автоматизированные системы с успехом заменяют грузчиков, курьеров, операторов колл-центров. И это только начало. Поэтому многие из тех, кто задумывается о выборе профессии или смене деятельности, с интересом смотрят на IT-сектор. Он предлагает множество интересных и хорошо оплачиваемых вакансий.
Итак, принципиальное решение принято и жребий брошен. Однако сразу же возникает много вопросов. Какое направление IT-сектора выбрать? Какие знания и умения понадобятся в будущей карьере? Где получить их? Сколько времени потребует обучение?
Вокруг работы в IT-сфере сформировалось множество мифов. Есть мнение, что информационные технологии — удел избранных, и чтобы войти в их круг, нужно долго учиться, желательно ещё со школьной скамьи. Это неправда. Начать работу в IT можно в любом возрасте, образование и пол не имеют значения. Хотя, конечно же, учиться придётся много, причём не только в начале карьеры, но и в дальнейшем.
Ещё один миф относительно IT-специалистов — обязательное наличие технического образования. Практика показывает, что значительная часть программистов не имеет дипломов технических вузов. Для успеха в IT-сфере куда важнее навыки и успешный опыт.
На сегодняшний день профессия разработчика — одна из самых востребованных в IT-сфере. Вероятно, что эта тенденция сохранится и в будущем. Рынок стремительно растёт, поэтому специалистов остро не хватает. Работодатели устраивают настоящие сражения за толковых профессионалов, заманивая их гибким графиком, комфортабельными условиями труда и хорошей зарплатой. Хорошие разработчики действительно много зарабатывают.
Однако всё не так просто. Вышесказанное справедливо для высококлассных программистов уровня Middle или Senior.
По данным рекрутинговой компании HeadHunter, в половине случаев наниматели ищут работников с опытом 1–3 года. Необходимы рынку и начинающие специалисты, но доля подобных вакансий невелика. Нужно сказать правду: начинающему программисту найти работу сложно, а получить хорошее место с высокой оплатой почти невозможно. Но не следует отчаиваться — упорство и желание самосовершенствоваться способны свернуть горы.
Программисту необходим теоретический базис — основа, которую ещё обозначают понятием Computer Science. В её состав входят:
знания информатики и математики;
основы программирования;
понимание структуры алгоритмов;
навыки проектирования баз данных.
Программистом вполне реально стать и без этих знаний, но едва ли можно рассчитывать на большие достижения или быстрый карьерный рост.
Второй шаг — выбор специализации и языка программирования. Системным программистам потребуется Java, Ассемблер, C и C++. Веб-разработчикам необходимы JavaScript и разнообразные фреймворки, самые ходовые из которых — Angular, React и Vue. Последние используют для создания фронтенда — части сайтов, с которыми непосредственно взаимодействуют пользователи. Для разработки серверной части сайтов применяются языки Python, Go, PHP.
В последние годы стремительно развивается разработка программ и приложений для мобильных устройств. Чтобы работать в этом направлении, нужно знать Java, Swift, Kotlin или C#.
Выбор языка зависит от направления работы, которым программист планирует заниматься в будущем. Наиболее простыми считаются Python, JavaScript и PHP. После получения базовых навыков можно переходить к созданию портфолио, которым работодатели интересуются в первую очередь.
Обычно работа в IT-сфере ассоциируется исключительно с программированием. Этот шаблон устарел — IT-индустрия предлагает значительно больше возможностей. Необязательно зубрить высшую математику и становиться разработчиком, можно лишь дополнить уже имеющиеся знания и получить модную, высокооплачиваемую профессию IT-маркетолога.
Данная специальность находится на «стыке» обычного маркетинга, психологии и информационных технологий. Главная задача IT-маркетологов — продвижение товаров, услуг и брендов в интернет-пространстве. Она отлично подойдёт обычным маркетологам или специалистам по продажам. Им придётся научиться некоторым новым трюкам — освоить digital-маркетинг, разобраться в работе Яндекс.Директ, Google Ads.
IT-маркетологу необходимо разбираться в принципах SEO-оптимизации сайтов, иметь представления о таргетированной рекламе, знать способы продвижения товаров и услуг в социальных сетях (SMM). Однако главное для этой профессии — умение формировать стратегии продвижения продукта в онлайн-пространстве.
IT-компании создают продукт, который необходимо реализовывать. Поэтому менеджер по продажам — очень нужная и хорошо оплачиваемая профессия в IT-сфере. Дефицит хороших продавцов в индустрии высоких технологий заметен уже сегодня. И это при бурном развитии отрасли, в будущем их нехватка станет ещё острее.
Хорошие навыки продаж — гарантированный билет в IT-сферу. Для этой профессии не нужны глубокие технические познания, достаточно лишь понимать основные особенности продукта и его достоинства. Главное, чтобы человек действительно умел продавать. Более охотно на подобные вакансии берут продавцов, которые уже имеют опыт работы. И если у человека есть опыт продаж, но в другой сфере, всегда можно переучиться.
IT-индустрия имеет множество направлений, поэтому каждый сможет подобрать себе работу по душе:
некоторые компании создают продукт для конечного потребителя — сегменте B2C;
другие делают программы или приложения для бизнеса — В2В;
кто-то создаёт аппаратное обеспечение или разнообразный софт;
остальные специализируются на коробочных решениях или разработке проектов с нуля.
«Продажнику» в IT-сфере не обойтись без коммуникабельности, нацеленности на результат, стрессоустойчивости, гибкости. Кроме перечисленных качеств необходимо желание постоянно учиться. Это касается не только менеджеров по продажам, но и любой профессии в области информационных технологий. IT-сфера настолько быстро развивается, что если не заниматься самообразованием, можно быстро потерять квалификацию.
Существует множество видов деятельности, из которых можно перейти в IT-индустрию, затратив минимум усилий. Начать свой путь в сферу высоких технологий можно с поиска и обработки необходимой информации. Сегодня её хватает в Интернете.
Мы живём в мире, который стремительно глобализируется. Мало в какой сфере деятельности это так наглядно видно, как в IT. Программист может делать программу для компании, которая находится за тысячи километров от него. Правда, для этого нужно знать английский язык на продвинутом уровне.
Еще в IT-сфере важны soft skills или «мягкие навыки». Самые необходимые — умение работать в команде, аналитические способности, организаторские навыки, коммуникабельность.