Рынок труда перенасыщен кандидатами, среди которых сложно отобрать квалифицированных специалистов и быстро закрыть вакансии. Поэтому HR-специалисты должны легко адаптироваться к новым условиям, чтобы не потратить годовой бюджет за месяц и эффективно подобрать профессионалов. Тестировать разные каналы связи, вводить новые метрики и пробовать инновационные подходы к управлению — об этом философия Data Driven, основанная на сборе и анализе данных. Поговорим о ней сегодня подробнее.
Data Driven — подход, основанный на сборе данных. Он даёт понимание специалисту о том, с какой скоростью и насколько качественно идут основные процессы. Метод объективный и не зависит от мнения или пожеланий отдельных людей, «профессионального чутья» или «экспертных инсайтов».
Подход популярен в ИТ и диджитал-индустрии, но также его можно использовать и в рекрутинге. С ним легче систематизировать данные, определять сильные, слабые стороны и принимать решения на основе цифр.
Важно договориться отделу персонала о значимых показателях и основных метриках. Каждый член команды должен чётко понимать суть основных процессов и знать ответы на следующие вопросы:
- Какая максимальная стоимость закрытия одной вакансии?
- Сколько времени компания готова потратить на поиск кандидата?
- Сколько нужно откликов, чтобы закрыть одну вакансию?
- Какие есть этапы HR-воронки и как их можно оптимизировать, чтобы быстрее получить результат?
- Актуальна ли вакансия и насколько соответствует рынку?
- Как оценить эффективность всей команды и отдельного рекрутера?
Анализ HR-активностей и отслеживание рекрутинговых метрик — важный этап для развития любой организации. От эффективности закрытия вакансий зависит успешность рабочего процесса и появление в коллективе опытных, мотивированных сотрудников.
Выделяют следующие типы показателей, которые используют менеджеры по работе с персоналом.
- Подбор кадров
- Вовлечение и удержание
- Учёт времени
- Эффективность кандидата
- Обучение и развитие сотрудника
Рассмотрим подробнее данные метрики.
Подбор персонала
- Численность компании — сколько всего сотрудников работает в компании.
- Время поиска кандидата — сколько времени с момента публикации вакансии до момента официального трудоустройства в среднем уходит на то, чтобы нанять подходящего специалиста.
- Количество принятых предложений — какой процент среди тех, кто откликнулся на вакансию, принял предложение и перешёл к следующему этапу собеседования.
- Стоимость закрытия одной вакансии — сколько в среднем стоит нанять сотрудника исходя из внутренних и внешних затрат.
- Текучесть новых сотрудников — количество новых сотрудников, которые уволились в течение года работы.
Вовлечение и удержание
- eNPS (Employee Net Promoter Score) — показатель, оценивающий степень лояльности сотрудников к организации.
- Общая текучесть кадров — отношение ушедших к работающим, умноженное на 100.
- Уровень удержания — помогает понять, насколько долго задерживаются сотрудники в компании. Рассчитывается как отношение продолжительно работающих сотрудников ко всему количеству специалистов компании.
Учёт времени
- Переработки или овертаймы — сумма часов, отработанных сверхурочно.
Эффективность сотрудников
- Оценка эффективности работы сотрудников — внешняя оценка проделанной работы со стороны, общий итог проделанной работы.
- Оценка эффективности работы компании — показатель, оценивающий эффективность и результативность сотрудников компании через их вовлечённость и ценность.
- Доход на одного сотрудника — отношение суммы доходов за определённый отрезок времени к количеству сотрудников.
Обучение и развитие
- Расходы на обучение — отношение стоимости курсов и программ к количеству сотрудников.
- Эффективность обучения — результат тестирования или оценивания сотрудников после завершения обучения.
- Время прохождения обучения — время, необходимое одному сотруднику на прохождение курса обучения.
После того как определены ключевые метрики, стоит оценить результативность каждого канала привлечения. Это поможет пересмотреть маркетинговую стратегию, бюджет и ресурсы команды, избавиться от неработающих техник.
Если рекрутеру нужно найти специалиста и закрыть вакансию, скорее всего, он будет использовать следующие каналы:
- социальные сети и мессенджеры;
- рекрутинговые агентства;
- услуги агрегаторов вакансий;
- карьерный сайт или страница вакансий;
- рекомендации от знакомых, коллег;
- профильные или собственные мероприятия (ярмарки вакансий).
Важно понимать, сколько приходит заявок с каждого канала, какого они качества и сколько из них конвертируется в реальных сотрудников. Информация поможет для правильного распределения времени и бюджета. На основании этих выводов можно будет экономить ресурсы в закрытии следующих позиций.
Data Driven — подход, который эффективен только при постоянном использовании. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал его необходимость и стремился внедрить в свою работу. В новом подходе нет места интуиции, чутью или профессиональным привычкам, так как Data Driven строится на цифрах, экспериментах и строгой оценке. Чтобы перейти на новый формат работы, обрести аналитические навыки, понадобится время, практика и желание сотрудников.
Если вы полны решимости и готовы к качественным переменам — вот основные правила Data Driven и краткий план эффективного введения подхода.
- Начните собирать данные, Data Driven невозможен без цифр. Определите метрики, на основе которых будет приниматься решение. Чаще всего компании выбирают стоимость привлечения специалиста, воронку из количества кандидатов и сотрудников, длительность испытательного срока. Как только соберётся значительный массив данных, Data Driven получится внедрить без напряжений.
- Определите основные источники привлечения кандидатов и каналы набора аудитории. Это необходимо для того, чтобы оставить только самые актуальные и работающие варианты.
- Соберите Data Driven-команду: она состоит из HR-менеджера, маркетолога и аналитика, если это необходимо.
- Создайте единую экосистему или базу знаний, чтобы систематизировать и хранить данные.
- Визуализируйте данные при помощи дашбордов, графиков и иллюстраций.
- Работайте с данными: тестируйте разные каналы привлечения, способы хранения, вводите новые метрики и избавляйтесь от старых, проверяйте гипотезы при помощи цикла HADI.
- Оптимизируйте — проверяйте данные и на их основе выбирайте лучшие решения.
- Создавайте кадровый резерв и не прекращайте поиски. Даже если кандидат не подходит в данный момент, можно сохранить его данные, запомнить канал связи и его специализацию. Потенциальный сотрудник может понадобиться при внеплановом расширении штата, появлении нового проекта или при внезапном уходе специалиста.
Сегодня мало изучать только новые каналы продвижения, нужно смотреть шире. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе и получить стоящего кандидата, нужно оптимизировать работу, собрать актуальные данные и на их основе принимать грамотные решения.
Data Driven — подход, благодаря которому легко определить неработающие каналы на основе цифр. С ним работа HR-отдела будет прозрачной, понятной и эффективной.