Ежегодно, начиная с 2021 года, растёт количество абитуриентов. Согласно прогнозу от Минобрнауки России на 2024–2025 учебный год будет выделено 620,5 тысяч бюджетных мест, что на 30 000 больше, чем в 2023–2024 годах. Также отметили, что тенденция роста будет сохраняться — и это не может не влиять на работу вузов.
Опираясь на такую динамику, мы решили разобраться, каким должен быть современный сайт вуза. В статье расскажем, как изменить онлайн-ресурс университета, чтобы он стал полезнее для абитуриентов и эффективнее решал свои задачи.
Понятный и удобный сайт университета — эффективный инструмент для привлечения абитуриентов. Он привычен, современен и привлекателен. Его хочется изучать — инвестировать своё время, чтобы найти искомое. Причём без танцев с бубном и постоянными переадресациями на другие сайты. Но не будем столь эмоциональными (автор статьи — студент, который гонится за второй ступенью образования, он сильно негодует).
Первое знакомство студентов с вузами начинается задолго до посещения приёмной комиссии. Абитуриенты сначала дистанционно изучают специальности, преподавательский состав, кампусы, историю университета. И только потом делают важнейший выбор в жизни в пользу определённого университета. Поэтому важно, чтобы современный сайт соответствовал ожиданиям молодых пользователей — был привычно привлекательным и имел интуитивно понятную навигацию.
Закрепим. Современный сайт вуза помогает сформировать первое впечатление у абитуриентов и их родителей.
На этом моменте статьи для полного погружения рекомендуем вспомнить свой опыт взаимодействия с сайтами вузов. Важно уловить чувства, которые вы испытывали при поступлении.
У современного сайта много плюсов: он влияет на количественные и качественные показатели, формирует образовательный имидж учреждения, помогает говорить со студентами на одном языке и идти в ногу со временем. Выделим основные преимущества сайта вуза.
Сбор данных о посетителях. Метрики помогают анализировать целевую аудиторию и адаптировать сайт под её запросы и настроение. Становятся понятны источники трафика — можно отслеживать, откуда абитуриенты пришли и какой информацией интересовались.
Привлечение внимания будущих студентов и их родителей. Удобный сайт выделяет вуз на фоне конкурентов, которые находятся в перенасыщенных интернет-каталогах.
Управление содержанием сайта. Администрация вуза полностью отвечает за наполнение сайта и может изменить его так, как считает нужным. Например, рассказать о миссии, целях, мероприятиях, стипендиальных программах, доступных специальностях, досуге.
Есть и недостатки, но они связаны не конкретно с деятельностью вуза, а с разработкой сайта как цифрового инструмента в общем.
Необходимость финансирования разработки. Вуз платит ИТ-подрядчикам за погружение в задачи и процессы университета, подбор необходимых технологий, разработку дизайна согласно стилю университета, создание функциональности и наполнение контентом. Каждый из этих этапов требует участия квалифицированных специалистов, поэтому на разработку нужно заложить определённую сумму.
Необходимость постоянной технической поддержки. Ни один сайт не может работать стабильно без техподдержки. Также, чтобы сайт вуза оставался современным, требуется постоянное маркетинговое сопровождение. Для этого в штате поддержки должны быть технический специалист и маркетолог. Если сайтом не заниматься, он потеряется на просторах информационного шума. Посетители просто не будут приходить. А сайт, на который не приходят пользователи, никому не нужен. Ни вузу, который не ощущает пользы. Ни абитуриентам, которые просто не могут его найти.
Нужен контент-менеджер. Чтобы контент на сайте читали, на нём постоянно должны появляться актуальные тексты, фото и видео. Для этих задач нужен отдельный менеджер, который сформирует стиль и подачу контента учреждения.
Ещё раз напомним, современный сайт вуза — это инструмент для привлечения абитуриентов. Ниже расскажем о задачах, с которыми сайт помогает справиться.
Делает вуз заметнее на фоне остальных университетов. На рынке образовательных учреждений конкурентов с современными сайтами ещё не так много, а визуал для абитуриента играет одну из ключевых ролей в выборе вуза. Потому что молодые люди реагируют на эмоциональный отклик, который получают от взаимодействия с сайтом. Если там подан текст полотном, нет никаких фотографий счастливых студентов, а в разделах можно заблудиться, эмоции будут не из приятных. Если вуз позаботился об абитуриентах, подал информацию структурировано и передал настроение через фото, впечатление будет приятным. Плюсик в пользу вуза.
Делает университет более доступным за счёт присутствия в онлайне. Адаптированный, стабильно работающий сайт помогает поступающим дистанционно познакомиться с вузом — изучить специальности и программу обучения, оценить жизнь университета и его преимущества.
Повышает лояльность поступающих. Современный сайт вуза способствует выстраиванию долгосрочных отношений с будущими абитуриентами. Опять же, это работает в том случае, если грамотно «упаковать» и презентовать университет поступающему. Когда впечатления не испорчены, необходимая информация найдена, тогда студент приятно удивлён и доволен.
Привлечение большего количества студентов, в том числе и иностранных. Иностранных студентов становится больше практически в каждом вузе страны. Это улучшает межнациональные коммуникации, влияет на авторитет и квалификацию университета. Чтобы сделать поступление и обучение комфортным для иностранных студентов, важно переводить страницы на другие языки, предоставлять информацию об условиях проживания и переезда.
У каждого вуза свои особенности, но организационная структура, правила работы и разделы сайтов схожи. Поэтому важно сделать акцент именно на уникальном дизайне, контенте, донести миссию, ценности и идеи вуза. Именно благодаря этим концепциям можно выделиться и отстроиться на фоне других университетов. При этом некоторые разделы нужно добавить обязательно — без них абитуриент не разберётся в работе вуза.
Важно чётко определить конкурентные преимущества, уникальность университета и именно на них сделать акцент при создании сайта.
На главной странице поступающий видит, какой перед ним вуз. Важно отразить отличительные особенности, то, что делает этот университет самым-самым. На этой странице самое место для раздела с направлениями обучения, блоков новостей и предстоящих мероприятий — дней открытых дверей, конференций и неделей академической мобильности. Также на основной странице современного сайта стоит разместить краткую информацию о вузе — о его истории, миссии, ценностях. Рассказать об интересных фактах, значимых событиях, победах в рейтингах.
Не стоит забывать, что целевая аудитория вузов — не только поступающие, но и их родители. Им важно показать кампус, поделиться с ними, как их ребёнок будет проводить свободной время, какое ему общежитие предоставят. Закрыть их переживания и донести, что с абитуриентом всё будет в порядке.
Бывает и такое, что представителям университета есть, что рассказать о вузе, и этого «что» крайне много. В такой ситуации лучше не перегружать главную и оставить на ней самое полезное — наиболее интересные абитуриентам разделы. То есть историю, миссию, ценности, факты вуза, отзывы, информацию о военной кафедре, целевом обучении смело можно перенести на страницу «О вузе».
Не менее важные страницы современного сайта вуза — разделы для бакалавров, магистрантов и аспирантов. При помощи них можно разделить информацию на части и структурировать её для трёх основных целевых аудиторий.
Самые необходимые разделы:
При необходимости информацию о дополнительном образовании, целевом обучении и карьерном центре можно разместить на других страницах.
Стоит более детально остановиться на странице «Направления подготовки». Представим, что мы с вами абитуриенты, который ищут направление «Компьютерные системы и технологии» на условном сайте вуза.
Перед нами 4 сценария:
В представленных вариантах выше только одно отличие — либо мы нашли, что хотели (варианты 2 и 4), либо не нашли нужную специальность и выбрали для поступления другой университет (варианты 1 и 3).
Эффективный сайт вуза отличается от остальных, потому что решает задачу поступающего. На таком сайте на странице каждой специальности могут быть:
Не то чтобы отдельная страница с контактами некая формальность. Это больше традиция, правило. Если необходимо быстро найти адрес корпусов университета, ссылки на соцсети или номера телефонов приёмной комиссии, то в первую очередь их будут искать в разделе «Контакты».
Не будем затрагивать банальные вещи, например, отзывчивость — что сайт должен функционировать одинаково хорошо на всех устройствах. Или говорить про оптимизацию, что все элементы сайта должны загружаться быстро. Остановимся на самых главных принципах дизайна, которые выводят сайт на новый современный уровень.
Навигация. Навигация по сайту должна быть простой в использовании и интуитивно понятной. Необходимо организовать информацию на сайте и создать ясную структуру меню, чтобы пользователи могли легко найти то, зачем пришли.
Контент, соответствующий целевой аудитории. Контент на сайте должен быть информативным. Нужно использовать понятный язык, структурировать информацию в логическом порядке. Также использовать визуальные элементы — заголовки, списки. Текст нужно разделять абзацами, чтобы сделать его более читаемым.
Привлекательный дизайн. Целевая аудитория сайта — молодые люди от 18 лет. Современный и привлекательный дизайн, соответствующий визуальной идентичности вуза — норма, некий ГОСТ для молодёжи. Дизайн может включать в себя использование актуальных цветовых схем, привлекательных шрифтов и качественных изображений, которые отражают атмосферу и ценности вуза.
Брендинг. Сайт должен отражать уникальный бренд и идентичность вуза. Чтобы создать единое визуальное впечатление, необходимо использовать логотип и цвета вуза. Если их нет или они устарели — разработать или обновить.
Мы собрали несколько советов, которые помогут подготовить тексты и фотографии для наполнения сайта вуза.
Сайт университета делается для людей, поэтому важно, чтобы тексты на страницах были понятными и лёгкими в чтении. Никто не хочет читать тяжёлый канцелярский язык, абитуриенты просто хотят познакомиться с вузом, найти ответы на свои вопросы и подать заявление. Поэтому при написании текста рекомендуем следовать простым советам.
Фотография — это тоже коммуникация с абитуриентами, и она отвечает за эмоциональную составляющую. Хорошо подобранный фотоконтент помогает лучше отразить культуру вуза. Также необходим фотостиль, чтобы сформировать узнаваемый бренд университета и выделиться среди конкурентов.
Фотостиль — это рекомендации по созданию и использованию изображений в упаковке бренда университета. В рекомендациях содержится информация, как фотографировать студентов или представителей вуза, какие предметы допустимы, как проводить интерьерные и экстерьерные съёмки.
Чтобы легче было описать параметры фотостиля, необходимо ответить на вопросы:
Ответы на вопросы помогут фотографам понять, какой фотоконтент готовить для современного сайта вуза.
Современный сайт вуза — цифровой инструмент для привлечения большего количества абитуриентов. Он помогает сформировать у абитуриентов и их родителей первое впечатление. Причём такое, которое необходимо университету.
Если вы хотите сделать сайт вашего вуза более современным, вы можете воспользоваться услугами нашей компании. Мы ознакомимся с вашими целями, задачами и предложим релевантное решение.