Частые увольнения и постоянная ротация кадров мешают компании сформировать слаженную команду, развивать бизнес и повышать продажи. Если отслеживать уровень текучки, можно быстро увидеть проблемы компании и отреагировать на них, а значит — удержать ценные кадры. Аналитика помогает спрогнозировать «пики увольнений», которые часто наступают после отпусков — превентивные меры помогут не потерять талантливых сотрудников в эти периоды. Рассказываем, как анализировать текучесть кадров в компании и какие способы помогут её снизить.
Текучесть персонала — это показатель того, с какой частотой сотрудники покидают компанию. Когда он в пределах нормы, это естественный процесс для любого бизнеса. При этом оптимальные показатели текучести могут отличаться в разных компаниях. Например, в одной отрасли норма — это 10–15%, а в другой — 50%. Подробнее о том, как определить оптимальную текучесть для компании, расскажем в следующих разделах.
Высокая текучесть говорит о проблемах в компании, которые сказываются на её экономических результатах. В этом случае нужно понять причины частых увольнений и разработать план, как стабилизировать ситуацию.
Выделяют четыре вида текучести кадров:
Естественная. В любой компании происходит периодическое обновление штата. Одни сотрудники находят новое место работы, другие — уходят на пенсию, а им на замену приходят другие талантливые специалисты. Такая смена кадров не приносит убытков и положительно влияет на компанию. Свежий взгляд новых сотрудников помогает переосмыслить бизнес-процессы, оптимизировать их и улучшить финансовые показатели.
Адаптивная. Сюда входят увольнения людей на испытательном сроке. В этот период сотрудник не только показывает себя в работе, но и понимает, насколько ему подходит компания. Новичок может уйти уже в первый месяц, если его не устраивают условия работы, график, обязанности, ценности компании и другие факторы. Если на испытательном сроке в среднем увольняется более 50% сотрудников, возможно, нужно пересмотреть систему онбординга, проанализировать условия работы и процесс отбора кандидатов. Узнать причины увольнений помогает обратная связь от бывших сотрудников.
Активная. Уход из компании по собственному желанию. Например, человек переходит на другое место работы с большей зарплатой или меняет выбирает другой город для проживания. Также причинами могут быть семейные обстоятельства или недовольство текущей работой. Если показатели активной текучести высокие, нужно проанализировать причины увольнений и постараться их устранить. Например, если большинство сотрудников уходит из-за ненормированного графика, руководству нужно пересмотреть нагрузку на специалистов и грамотно распределить обязанности между командой.
Пассивная. Увольнение по решению работодателя. Например, руководитель недоволен работой сотрудника, или пришлось сократить штат из-за кризиса в компании. Такие увольнения часто помогают улучшить работу компании и положительно влияют на бизнес. Поэтому нужно стремиться, чтобы основная доля текучести приходилась именно на пассивную.
Низкий уровень заработной платы. Если человек считает, что получает недостаточно за свою работу, он уходит в организацию, где предлагают лучшие условия. Кроме того, сотрудник может уволиться, если достиг потолка в зарплате на текущем месте. Если компания не предложит ему вариантов повышения, он ищет другую работу с более высоким заработком.
Отсутствие перспектив и карьерного роста. Амбициозные сотрудники ищут возможности продвигаться по карьерной лестнице. Если в компании их нет, это может стать причиной смены места работы. Например, менеджер по продажам долго работает в компании, перевыполняет план и умеет организовать команду. Однако на должность руководителя отдела в компании принято брать специалистов со стороны. В этом случае менеджер может начать искать вакансию на руководящую должность в другой компании. Кроме того, есть риск, что за ним уйдёт часть сотрудников и клиентов.
Неподходящие условия труда. Ненормированный рабочий день, задержка зарплаты, некомфортный офис — всё это может стать причиной увольнения. Однако здесь нужно учитывать значимость каждого фактора для конкретного человека. Например, один сотрудник может спокойно выйти в выходной день на работу, а для другого это неприемлемо. Обговорить подобные моменты с кандидатом лучше заранее на собеседовании — так меньше риск, что работник уйдёт ещё на испытательном сроке.
Отношения в коллективе. Не каждый сотрудник сможет работать в отделе, где постоянно происходят конфликты. Если специалист чувствует постоянную агрессию со стороны коллег, не может ни к кому обратиться за помощью или его постоянно критикует руководитель, это может стать причиной увольнения.
Плохой онбординг или его отсутствие. Новичку важно помочь влиться в коллектив, адаптироваться в компании и привыкнуть к своим обязанностям. Если не помочь сотруднику адаптироваться на новом месте, а сразу бросить его в бой, есть риск, что талантливый специалист уйдёт ещё на испытательном сроке. Поиск нового кандидата обойдётся компании дороже, чем организация качественного онбординга — постепенного погружения в работу.
Коэффициент текучести кадров — это отношение количества уволившихся сотрудников к среднесписочной численности персонала. При расчёте учитывают как увольнения по собственному желанию, так и по инициативе работодателя. Чаще всего показатель рассчитывают за год, но в некоторых случаях его можно посчитать за месяц, квартал или полугодие. Общая формула коэффициента текучести выглядит так:
Регулярный анализ коэффициента текучести также помогает:
Шаг 1. Рассчитайте среднесписочную численность персонала (ССЧ). Это усреднённый показатель количества работников за определённый период — например, месяц или год. Чтобы посчитать ССЧ за месяц, нужно сложить ежедневное списочное количество работников и разделить на количество дней в месяце. Если нужно сделать такой расчёт за год, то берут списочное число сотрудников за каждый месяц и делят его на 12.
Статистику по персоналу собирают по платёжным ведомостям — чаще всего она рассчитывается автоматически в системе учёта компании. При расчёте обращайте внимание на следующее:
Пример расчёта за месяц. На 01.02.2023 г. в организации 35 работников. Двое из них работают неполный рабочий день — в феврале у них получилось в сумме 203 рабочих часа. С 17 февраля одна постоянная работница ушла в декрет, 21 февраля на её место принята другая. Всего феврале 2023 г. 143 рабочих часа.
Получаются следующие исходные данные для работников на полный рабочий день:
Среднесписочная численность работников на полный день за февраль = 17 дн. × 33 чел. + 4 дн. × 32 чел + 6 дн. × 33 чел. / 28 дн = 32,86
Средняя численность не полностью занятых работников = 203 ч / 143 ч = 1,42 чел.
ССЧ всех работников за февраль = 32,86 чел. + 1,42 чел. = 34,28 чел.
Пример расчёта за год. В компании с января по август работало 27 человек. В сентябре 4 человека уволились и до конца года им не смогли найти замену. Получается:
ССЧ за год = (27 чел. × 8 мес. + 23 чел. × 4 мес.) / 12 мес. = 25,67 чел.
Шаг 2. Рассчитайте количество уволившихся. Сюда входят как увольнения по собственному желанию, так и по инициативе работодателя. Если человек перешёл с одной должности на другую, то это не считается увольнением.
Шаг 3. Посчитайте коэффициент текучести. На этом этапе у вас есть все исходные данные, которые можно подставить в формулу коэффициента. Посмотрите, насколько полученный коэффициент отклоняется от оптимального показателя. Если он намного выше, необходимо дополнительно собрать статистику по причинам увольнений и разработать план по стабилизации текучки.
Пример. Рассчитаем текучесть кадров в компании, по которой выше рассчитывали ССЧ за год. Подставляем в формулу полученные данные.
Коэффициент для компании = 4 чел. / 25,67 чел. × 100% = 15,5%
Если показатель превышает пределы нормы в нише или бизнесе, это говорит о проблемах в компании, из-за которых не получается сформировать эффективную рабочую команду. Однако не нужно стремиться снизить коэффициент до нуля. В каждой компании есть естественная текучесть кадров — она положительно влияет на бизнес. Например, когда освобождается какая-либо позиция, на неё может претендовать сотрудник, который хочет карьерного роста и готов взять на себя больше ответственности. Повышение мотивирует его работать эффективнее, а для компании это возможность улучшить бизнес-процессы в отделе за счёт свежего взгляда.
Ряд экспертов приводят средние коэффициенты текучести, которые говорят о естественном процессе смене кадров и не влияют негативно на компанию. По факту же оптимальный показатель зависит от конкретной отрасли и специфики компании.
Например, в 2023 году рекрутинговое агентство Antal Talent провело исследование, в ходе которого был определён средний коэффициент текучести в различных нишах.
Учитывайте, что в исследованиях приводятся только усреднённые показатели. Чтобы оценить кадровую ситуацию в компании, рекомендуем сравнивать коэффициент за текущий и прошлый период. Так вы увидите динамику и сможете оценить эффективность кадровой политики.
Практиковать онбординг новых сотрудников. Он позволяет снизить количество увольнений на испытательном сроке. Онбординг помогает новичку влиться в коллектив и без стресса погрузиться в работу. Для этого нужно продумать план обучения сотрудника, познакомить его с компанией и её ценностями, а также рассказать, к кому и с каким вопросом можно всегда обратиться. Чтобы новичку было проще, за ним закрепляют куратора из числа опытных сотрудников. Это помогает снизить вероятность ухода человека на время испытательного срока.
Персонал — это ценный ресурс, который влияет на работу компании. Показатель текучести помогает оценить эффективность кадровой политики компании, а также увидеть и устранить проблемы в рабочих бизнес-процессах. Он помогает не только сделать замер, но и понять, как работать с мотивацией и удовлетворённостью сотрудников. Чем индивидуальнее будет подход к работникам, тем выше шанс снизить текучесть.
Даже если у вас маленькая компания, не нужно пренебрегать аналитикой. Регулярный аудит текучести поможет не только сформировать сильную команду, но и улучшить финансовые показатели за счёт оптимизации бизнес-процессов.