Хороший врач думает, как врач, хороший программист думает, как компьютер программист, хороший политик думает, как политик. Так и у бизнесмена подразумевается наличие бизнес-мышления. Но что это такое и все ли его имеют?
Бизнес-мышление — это убеждения, способности и навыки необходимые для использования в процесс создания ценностей и получения компенсации за их реализацию. Бизнес-мышление подразумевает анализ и эффективное использование факторов, влияющих на принятие решений: организационных, политических, экономических, социальных и технологических.
Никто не обладает по умолчанию предпринимательским мышлением. Получая опыт некоторые из нас со временем, развивает лучшее деловое мышление, а некоторые его не имеют. Это навык получают на практике, ему учатся у обладателей соответствующих знаний и опыта, изучают, наблюдая за успешными (и неуспешными) бизнесменами. Вы замечали, что люди, выросшие в деловых семьях, обладают «деловым мышлением»? Это не генетика, а скорее приобретенный набор навыков. Так каким же образом осуществляется имплементация бизнес-мышления?
Мышление — это процесс, протекающий в уме для обдумывания или рассуждения о чем-либо. Это внутренний разговор, который вы ведете с самим собой, используя слова или образы. Это голос внутри вас. Вы можете пытаться понять: «Какую прибыль по актуальному курсу доллара я получил?» или копаться в памяти: «Как давно я был в отпуске?» или рассуждать: «Я встретил коуча на конференции предпринимателей, интересно, подходят ли они для встреч с такими специалистами?».
Ответы приходят в виде слов, образов или информации для одного из органов чувств. Это может помочь вам разобраться в чем-то или принять решение. Самый важный элемент мышления - задавать правильные вопросы. Это запустит ваше мышление и приведет вас к анализу и генерации вариантов, что приведет к принятию лучших решений, которые зачастую могут приходить как интуитивные.
Читайте также: Как научиться управлять своим мозгом?
Бизнесменами как правило движет желание получить желаемое (мотивация «к»), и они находятся в поиске простых и быстрых способов достижения своих целей. Люди в целом больше сосредоточены на том, чего хотят или должны получить, не особо думая о другом человеке (который живет сходным образом).
Вы можете хотеть большей выгоды или роста продаж как предприниматель, но ваш клиент со стороны покупателя тоже ищет от вас большей ценности. В конце концов, бизнес — это обмен ценностями между двумя сторонами, и одна из сторон платит деньги другой стороне за полученную ценность. Мы часто забываем, что эмпатия тоже может окупаться.
Бизнес-мышление — это целенаправленное рассмотрение различных заинтересованных сторон, их потребностей и проблем, а также ценности, которой обмениваются стороны в деловой сделке.
Если вы хотите стать хорошим предпринимателем, вы должны стать хорошим бизнес-мыслителем - изучить и применять на практике методы постановки целей в различных аспектах своей предпринимательской деятельности, к примеру по модели SMART.
Читайте также: Что делает предпринимателя успешным?
Построение стратегии имеет решающее значение в бизнес-мышлении и необходимо для успеха в достижении целей как на личном так организационном уровне.
Термин «стратегическое мышление» может быть очень широким, но он сужается, когда рассматривается в контексте бизнеса. Стратегическое бизнес-мышление можно определить как спланированный комплекс мероприятий и процессов, включающий инновации, стратегическое планирование и оперативное планирование. Они включают в себя способность создавать функциональные бизнес-стратегии, направленные на достижение успеха.
Стратегическое мышление в организациях имеет одну главную цель - определить, что должна делать организация и почему она это делает. Например, предположим, что вы являетесь владельцем ветеринарной клиники. Стратегическое бизнес-мышление помогает определить цель бизнеса, которая в случае с ветклиникой заключается в поддержании здоровья питомцев и как следствие благополучия их владельцев.
В данном примере стратегического мышления «почему» — это призвание и обязанность ветеринарной клиники поддерживать здоровье животных чтобы они не создавали проблем своим владельцам.
Процесс интеграции бизнес-мышления начинается с инноваций (однако осторожнее с этим). В ходе этого процесса организация решает мыслить нестандартно, чтобы изучить все возможные способы реализации и достижения будущих целей. После того как идеи придуманы, они воплощаются в стратегию, которая включает в себя бенчмаркинг. Бенчмаркинг — это термин, который описывает, как организация работает по отношению к другим успешным предприятиям в той же отрасли.
Стратегическое планирование - часть стратегического бизнес-мышления, которая связана с тем, как и когда выполняется тот или иной процесс в долгосрочной перспективе. Давайте воспользуемся примером, касающимся ветеринарной больницы. Процесс «как» объясняет ежедневную рутину и обязанности, выполняемые учреждением, которые помогут ей достичь своих целей. Процесс «когда» описывает время выполнения этих обязанностей. Отвечая на вопросы «как» и «когда» в процессе стратегического планирования, организация изучает эффективность планирования.
Оперативное планирование определяет, что нужно сделать для достижения целей компании сейчас либо на краткосрочном отрезке времени. В нем описаны ежедневные задачи, необходимые для ведения бизнеса.
Стратегический план описывает ваши долгосрочные цели на будущее, а операционный план определяет, как их достичь с помощью повседневных действий и процессов.
Одним из наиболее важных аспектов успешного ведения бизнеса является выявление, количественная оценка и управление различными рисками, которым может подвергаться компания. Неспособность распознать и спланировать риск может положить конец вашему делу как из-за того, что оно будет неспособно противостоять угрозам так и из-за упущенных возможностей.
Необходимо заранее отслеживать как внешние, так и внутренние факторы, которые могут повлиять на их бизнес. Это поможет понять, что может пойти не так, и каковы будут последствия или влияние на бизнес, если что-то пойдет не так.
Определенно, игнорирование таких основ предпринимательского мышления как финансовые показатели, маркетинг, планирование может привести к недостигнутым целям, невыполнению планов или даже провалу. Многие люди разрабатывают продукты или услуги в своем бизнесе для клиента, не зная, кто этот клиент.
Другие же не стремятся получить от клиента информацию и отзывы по поводу того, соответствует ли их продукт или услуга потребностям клиента. И есть много тех, кто предоставляет продукт или услугу для удовлетворения потребностей клиента, но не может выйти на окупаемость.
Внимание к обратной связи (критика это или преклонение не имеет значения) позволяет корректировать свои цели и планы и действовать более эффективно.
Многим людям трудно думать о бизнесе или, по крайней мере, думать о нем последовательно. Если вы начинали как программист, вы можете думать о продукте, а не о бизнесе; если вы креатор, вы можете думать о создании нового, а не о бизнесе; если вы сосредоточены на отдыхе, вы можете думать о выходных, а не о бизнесе. Если вы нацелены на успех в бизнесе, следует развивать и постоянно практиковать деловое мышление.
Вы наверняка имеете примеры людей, получивших степень MBA в лучших заведениях, которым не хватает делового мышления, и поэтому они не достигают успеха или терпят неудачу в бизнесе.
Знания и навыки, которые можно получить самостоятельно или в школе управления бизнесом - финансы, маркетинг, человеческие ресурсы, управление операциями, стратегия и тому подобное здесь вторичны.
Деловое мышление, основанное на образовании, эмпатии, интуиции, планировании и обратной связи необходимо как для индивидуума так для компании, поскольку оно обеспечивает единую основу для достижения ее целей и задач.
Бизнес мышление является более значимым для эффективной деятельности и достижения успеха, чем деловая хватка и функциональные компетенции, такие как финансы, маркетинг и стратегия.
Ключ к успеху в бизнесе - в том, кем вы становитесь как личность, а не в том, что вы делаете. То, кто вы есть, определяется вашими основополагающими элементами - вашими убеждениями, вашими ценностями, вашими принципами и правилами жизни. Это и есть ваше мышление - ваш образ мыслей.
Думать о каждом из этих элементов важно для успеха бизнеса, а их отсутствие может привести к неудаче. Всем им нужно уделять должное внимание, но неудача может быть результатом того, что только один из них отсутствует или не развит должным образом. Практикуя индивидуальный коучинг, я не раз убеждался в этом.
Способность мыслить заложена в каждом из нас, но мы не рождаемся с навыками делового мышления. Однако этому можно научиться, практиковать и развивать со временем. Это необходимо для устойчивого успеха в бизнесе. Вы тоже можете развить бизнес-мышление и стать деловым человеком.