Население западных стран стремительно стареет, а в перспективе начнет вымирать. В США и Европе рождаемость упала ниже уровня воспроизводства (2,1 ребенка на одну женщину) еще примерно в 1980 году и сейчас составляет 1,5 ребенка на женщину. Это создает, помимо прочего, и экономические проблемы, основные из которых — большая демографическая нагрузка и нехватка рабочей силы. Людей трудоспособного возраста становится всё меньше, и нехватка рабочих рук чувствуется всё острее, особенно квалифицированных специалистов в таких опорных секторах, как строительство и сельское хозяйство. Технологический прогресс лишь частично решает эту проблему.
Кроме того, в странах со стремительно стареющим населением растет демографическая нагрузка на трудоспособных граждан, которые должны обеспечить своими налогами расходы на содержание пенсионеров. Сейчас в 17 из 27 стран ЕС ежегодные расходы на государственное пенсионное обеспечение составляют более 10% ВВП. В Италии и Греции пенсии обходятся государственным бюджетам более чем в 16% ВВП. В 2050 году возраст каждого третьего гражданина ЕС составит больше 65 лет — налоговых отчислений трудоспособного населения уже не будет хватать на пенсии.
В 2050 году каждый третий гражданин ЕС будет старше 65 лет — отчислений трудоспособного населения уже не будет хватать на пенсии
Население США тоже не молодеет. К 2050 году почти каждый четвертый американец будет пенсионером. А темпы роста населения находятся на историческом минимуме, и сейчас прирост обусловлен главным образом иммиграцией. В будущем это грозит огромными издержками: по прогнозам американской Службы социального обеспечения, к 2030-м годам для финансирования системы социального обеспечения будет не хватать налогов почти 35 млн работников. В 2034 году, если не раньше, придется сократить все социальные пособия как минимум на 17%.
Бороться со старением населения только мерами стимулирования рождаемости — не выход. Для экономики это может быть даже опасно, ведь в случае успеха такой политики с рынка труда уйдет часть родителей, и коэффициент демографической нагрузки станет еще выше на ближайшие несколько десятков лет. Пока не сменится несколько поколений, на сокращающееся число работников будет приходиться не только растущее число стариков, но и растущее число детей.
Поэтому экономисты советуют совмещать долгосрочное решение демографической проблемы с мерами оперативного реагирования — то есть смягчением миграционной политики. При этом желательно, чтобы прибывшие официально оформляли свою трудовую деятельность и выплачивали все положенные налоги, а слишком жесткие ограничения как раз приводят к тому, что мигранты, не имея возможности работать легально, уходят в подполье.
Заполнение вакантных рабочих мест мигрантами увеличило бы ВВП США примерно на $2 трлн, или почти на 10%, подсчитали авторы исследования Института Катона. Это верно и для других стран. Рост численности населения, в том числе и посредством приема иммигрантов — это один из самых надежных способов увеличить ВВП. Затраты на интеграцию беженцев могут быть значительными, но в долгосрочной перспективе они в среднем приводят к ежегодному росту ВВП на дополнительные 0,2–1,4 процентного пункта (что очень много, учитывая что в среднем экономика ЕС в последние годы росла на 1,6%) и окупаются за 9–19 лет, выяснила Еврокомиссия. Хорошим примером тут служит относительно открытая для мигрантов Испания: в 2023 году создание 64% новых рабочих мест и половина экономического роста связаны с иммиграцией (при этом преступность в Испании за последние 20 лет снизилась вдвое).
В 2023 году миграция способствовала созданию 64% новых рабочих мест в Испании
Преимущества от интеграции высококвалифицированных работников очевидны — она ведет к росту производительности труда в стране. Но и низкоквалифицированные иммигранты, заполняющие не востребованные среди местных вакансии, тоже могут развивать экономику, увеличивая производительность даже физического труда (если среди мигрантов есть конкуренция, а также специализация, когда один человек долгое время совершенствует строго определенные навыки).
Но мигранты не просто увеличивают производство товаров и услуг. С ними растет конкуренция за рабочие места, а это замедляет рост зарплат и, как следствие, инфляцию. Хотя, конечно, отдельно взятый местный работник выигрывает, если он монополист на рынке труда и может требовать себе прибавку. Если у вас «на районе» один сантехник, он может попробовать «заломить цену», что для него будет хорошо, а для его клиентов — плохо: из-за отсутствия конкуренции они будут получать менее качественные услуги по более высокой цене.
Потребление — еще один аспект, через который иммигранты повышают благосостояние стран. Рост населения открывает новые возможности для предпринимателей и повышает качество услуг. Однако резкое увеличение потребления тоже может создать проблему, когда речь заходит о благах с ограниченным предложением, таких как жилье и инфраструктура. Мигранты могут привезти с собой навыки, но не могут захватить с родины дополнительные квартиры, дороги, места в школах или кабинеты врачей — адаптация инфраструктуры к росту населения в долгосрочном периоде тоже ведет к росту экономики, но на это требуется время, что может вызвать недовольство со стороны коренных жителей.
Потребление — еще один аспект, через который иммигранты повышают благосостояние стран
Кроме того, иммиграция, судя по всему, помогла смягчить последствия пандемии для экономики западных стран. В ноябре 2022 года Джером Пауэлл, председатель ФРС, выступил с речью, в которой утверждал, что кадровый дефицит в экономике США составит 1,5 млн вакансий. Ведь коронавирус убил около 400 тысяч человек трудоспособного возраста и подорвал здоровье еще сотен тысяч. Из-за коронавирусных ограничений упал и приток мигрантов в страну. Однако спустя всего несколько месяцев можно было констатировать, что опасения Пауэлла оказались напрасными: рынок труда практически полностью восстановился. Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман утверждает, что произошло это именно благодаря быстрому восстановлению иммиграции в США: «Иммигранты в подавляющем большинстве являются взрослыми трудоспособного возраста. Возраст 79% резидентов, родившихся за границей и прибывших после 2010 года, составляет, по данным переписи, от 18 до 64 лет, тогда как доля таких людей в целом по стране составляет 61%. Таким образом, всплеск иммиграции, вероятно, внес значительный вклад в способность экономики наращивать число новых рабочих мест без неконтролируемой инфляции».
Это в краткосрочной перспективе, а как насчет долгосрочной? Кругман продолжает:
«Здесь аргументы в пользу увеличения иммиграции еще сильнее. Если мы определим трудоспособный возраст как период от 18 до 64 лет, то общий коэффициент демографической нагрузки, рассчитанный по тем же данным переписи, составит 27,5%. Для резидентов, родившихся за границей и прибывших после 2010 года, этот коэффициент составляет всего 5,8%. По сути, новые иммигранты вносят вклад в систему, но еще много лет не будут получать выгоды от нее. Так что с экономической точки зрения рост иммиграции — это хорошо для всех. И рациональная политическая система, которая не введена в заблуждение ложными заявлениями о связи иммиграции и преступности, только приветствовала бы это явление».
Подобную тенденцию можно было наблюдать и в ЕС, где в 2022 году одновременно с ростом иммиграции на 117% ощутимо снизилось количество свободных рабочих мест, подскочившее после пандемии.
По материалам migrant-wiki.ru