Как повысить продажи и автоматизировать управление бизнесом, рассказывает лидер маркетинга продаж в Serenity — Павел Кожинов
CRM-система (customer relationship management) — программный инструмент, который позволяет оптимизировать и автоматизировать многие рабочие процессы. С помощью разных настроек такие сервисы можно адаптировать под компанию любого масштаба, чтобы увеличивать продажи, повышать качество обслуживания клиентов и эффективность маркетинга. Павел Кожинов — аккаунт-менеджер и лидер маркетинга продаж Serenity — рассказывает, на что обратить внимание при выборе CRM и делится рекомендациями по использованию.
Помогает эффективно взаимодействовать с клиентами и оптимизировать затраты.
Отслеживая движение покупателя по воронке продаж, можно понять, какие точки и форматы контакта влияют на результат (закрытие сделки), а какие только съедают бюджет. Используя эти сведения, можно управлять и повторными покупками. А фиксация планируемых мероприятий, звонков и встреч помогает не забыть и не потерять клиентов.
Пример, как система отслеживает воронку:
Доступ к информации может получить каждый сотрудник. Благодаря этому клиент всегда чувствует себя узнанным при обращении в компанию, что способствует повышению лояльности. Кроме того, клиент не привязан к конкретному сотруднику. Если менеджер заболел или уволился, наработанная база контактов остается в компании.
Отражает статус конкретной продажи.
В системе наглядно отражена динамика по конкретной сделке и по выборке за период. Можно увидеть, сколько каждый менеджер делает звонков, обрабатывает имейлов и оформляет сделок в день/месяц/год. Также CRM позволяют записывать телефонные переговоры и анализировать их, чтобы улучшать работу сотрудников.
Некоторые CRM позволяют не только организовать работу с клиентской базой, но и осуществлять внутренний документооборот, делать интеграцию с сайтом, мессенджерами, сервисами email-рассылок, контролировать кассу, создавать единую экосистему из разрозненных филиалов, подразделений и даже направлений бизнеса.
Но если компания небольшая или не требуется широкий набор опций, то такая универсальность программы может стать проблемой из-за сложности настройки. В результате не CRM будет встроена в систему продаж, а продажники станут подстраиваться под особенности программы. Предварительный анализ собственного бизнеса и особенностей сервисов позволяет избежать этих рисков.
Необходимо понимание, как организованы бизнес-процессы маркетинга и продаж в компании.
Если они происходят стихийно, то CRM будет автоматизировать этот хаос, лишь добавляя работы менеджерам по ее заполнению. Для эффективного использования программы необходим единый алгоритм работы сотрудников и прописанные сценарии взаимодействия с клиентами.
На этом этапе обычно выявляются моменты, нуждающиеся в автоматизации. Поэтому мы в Serenity сначала проектируем работу CRM-системы и сотрудников в ней, и лишь после этого внедряем и настраиваем ее.
Примеры проекта системы:
Для разных отраслей существуют специализированные программные продукты.
Важно учитывать специфику своей сферы, чтобы CRM решала нужные вам задачи. Например, при продаже физических товаров актуальна интеграция с интернет-магазином. В сфере услуг — отслеживание цикла принятия решения о сделке. В банковском деле — возможность управлять взысканиями и предупреждать задолженности.
Удобный, понятный и визуально приятный интерфейс.
В первую очередь вам должно быть комфортно в ней работать и просто ориентироваться. Если какие-то модули и кнопки не нужны, убирайте их в настройках, чтобы они не мешали и не вызывали путаницы.
Безопасность данных и настройки доступа к ним.
Важно, чтобы можно было менять уровни доступа к информации и разделам. Например, вести раздельный финансовый учет с каждым сотрудником, адресно ставить задачи и принимать результат. Сохранность сведений тоже должна быть под контролем.
История активности и изменений.
Важна наглядность, кто и когда добавил, отредактировал или удалил данные, чтобы, например, отследить историю карточки конкретного клиента и решить спорный вопрос.
Гибкость системы.
Возможно, со временем у вас появится потребность в дополнительных функциях CRM. Или, наоборот, какие-то опции потеряют актуальность. Важно, чтобы систему можно было адаптировать под новые запросы и быстро перенастроить.
Стандарты качества и контроль данных.
Если сведения о клиентах, сделках, задачах и т. д. внесены верно, то поиск по CRM и отражение отчетностей будет осуществляться корректно. Посмотрите, как система отслеживает правильность внесенных данных (например, разницу между латиницей и русским алфавитом) и можно ли менять эти фильтры.
В Serenity мы помогаем клиентам выбрать и настроить CRM-систему, а также даем рекомендации по улучшению работы уже имеющейся. Для этого проводим бриф сотрудников о нюансах работы с клиентами, делаем аудит маркетинга и продаж, исследуем целевую аудиторию и предлагаем решения для повышения ключевых показателей, улучшения воронки продаж и оптимизации затрат. Переходите по ссылке, чтобы посмотреть наши кейсы.