В новой статье по выпуску подкаста размышляю на тему изменения общества по мере развития искусственного интеллекта и инструментов на базе него. Какие профессии в digital станут не нужны в новой эре потребления контента, и как остаться востребованным специалистом, когда привычный мир рухнет?
В этом выпуске хочу намекнуть каждому диджиталу, как может измениться его профессия в недалеком будущем, и наша модель потребления контента в целом. Я вывел три этапа, возможные в случае, если ИИ будет влиять на наше инфопространство. Также обсудим, кто пострадает, а кто выиграет от резкого роста популярности ИИ.
Еще больше дополнительных материалов в нашем Telegram-канале подкаста «Маркетинг и реальность» — @marketingaudio, где я в формате мини-подкастов делюсь самой актуальной информацией и диджитал-мыслями.Обязательно подписывайтесь — будем слышаться еще чаще!
Термин «информационный пузырь» я буду использовать в рамках описания нашей текущей информационной реальности. Это сущность, в которой пребывает каждый из нас. Органами чувств мы постоянно находимся в разных местах, даже если физически рядом. Мы замкнуты в своих собственных мирах, и видим разную рекламу, блогеров, контент…
Не смотря на разность этих пузырей, у нас один шаблон поведения, с помощью которого мы ищем новую информацию. Этот паттерн поведения — наш выход в поисковые системы: мы вбиваем запрос, переходим на сайты, получаем новую информацию, знакомимся с новыми брендами и лидерами мнений. Мы выходим из своего информационного пузыря во вне — в поисковые системы — и находим там что-то, что вносим в наш информационный пузырь, в котором вновь замыкаемся.
Эта модель поведения существует много десятков лет. Сервисы на базе ИИ хотят ее изменить, чтобы мы вообще не выходили из нашего информационного пузыря
Переходим к этапам трансформации реальности в связи с влиянием ИИ.
Этот этап уже наступил: мы знаем ChatGPT, DALL-E, Midjourney и т.д. Каждый день появляются новые чат-боты, которые создают новые способы генерации чего-угодно. Текущая форма работы ИИ на сегодня — это модель подбора наиболее вероятных следующих элементов. Например, ChatGPT не понимает, что он вам говорит: он собрал огромную базу слов и наиболее вероятную баз следующих слов. Но получившийся текст или картинка не всегда точны в деталях. Поэтому, текущая модель работы ИИ сводится к работе с вероятностью.
Уже сейчас наблюдается трансформация профессий, в основе деятельности которых лежат базовые навыки компоновки элементов. Это связано с профессиями, задача которых соединить A c B (текст или картинку): дизайнеры, начинающие копирайтеры, монтажеры, верстальщики.
Сложно будет тем, кто только начинает входить в рынок диджитал. Кому нужен новичок, который не разбирается в основах и выстраивании комплекса, когда есть ИИ, который быстро сделает что-угодно?
С одной стороны, наличие ИИ ускорит работу бизнеса, с другой — мы будем иметь огромную безработицу в сфере начинающих специалистов.
Я собрал список тех специалистов, кто обретет ценность на рынке на первом этапе развития ИИ, когда сам он используется как метод упрощения рутинных задач.
Хороший копирайтер должен найти подход к информационному пузырю своего клиента и внедрить нужные смыслы. Пока что этого не умеет делать ни одна нейросеть.
Те копирайтеры, которые научатся работать с ИИ таким образом, чтобы программировать его нужными смыслами — ускорят свою работу, и сделают ее еще эффективнее. Об этом мы говорили в выпуске про ПромоСтраницы Яндекса — обязательно послушайте.
2. Те, кто умеют программировать запросы для ИИ. Вы наверняка слышали о курсах по DALL-E, Midjourney и т.д., на которых учат писать запросы под нейросеть. Правильно написанный запрос ведет к правильно сгенерированному результату. А этот результат пока еще генерирует wow-эффект.
3. Те, кто смогут поставить ИИ на потоковую работу создания контента “старого формата”. Например, недавно человек создал и выложил на YouTube сказку, полностью сгенерированную ИИ: текст, фото, озвучка. Используя способности ИИ он упростил себе работу, и создал единицу контента, приносящую внимание, которое можно монетизировать.
Если вы можете сформировать смысл, правильно подготовить запрос и поставить на поток — вы можете поднять вовлеченность в любом канале, привлечь рекламу и монетизировать контент любым способом. Поспешите, пока конкуренция не так высока.
Если вы трендсеттер (прим.автора — инноватор), и готовы погрузиться в новый увлекательный мир нейросетей — хватайте быка за рога, и монетизируйте все еще актуальный wow-эффект от взаимодействия с контентом нейросетей. Но помните, что запросы у людей растут, и скоро может наступить слепота на такой контент.
Для быстрого поиска информации мы заходим в поисковики и выходим на нужные сайты. Совсем скоро нам не придется этого делать — поисковые системы будут находиться в рамках одного окна и выдавать весь необходимый контент. Это возможный настоящий крах текущего интернета.
Интернет живет благодаря тому, что мы монетизируем внимание пользователей у себя на сайте. В бизнесе мы выкладываем на сайт товары и услуги, и захватываем контакты пользователей для работы с ними. Зайдя к нам на сайт, человек видит о нас информацию (вспоминаем выпуск подкаста про Путь клиента). Первая модель монетизации — продажа услуг на сайте. Вторая — реклама, на которой держится более 90% интернета.
Если люди перестанут заходить на сайты и приносить их владельцам прибыль, пропадут новостные агентства, паблики и авторы контента. ИИ начнут воровать контент сайтов, и показывать его только у себя. Мы лишимся выхода в интернет, получив взамен единое окно, которое монополизирует весь трафик.
Этого боятся новостные агентства — многие из них обанкротятся. Они потеряют актуальность по скорости и фактчекингу (прим.автора — проверка информации на правдивость, точность и достоверность). Новостные паблики закроются, потому что рекламодатели не будут покупать рекламу там, где нет внимания пользователей.
Если наступит второй этап — что же произойдет? Мы закроемся внутри наших информационных пузырей и не пойдем искать информацию вовне. Отпадет SEO, таргетированная и контекстная реклама, а также ряд других инструментов.
Актуальными останутся профессии:
Те контент-специалисты, которые будут давать качественные лонгриды с развернутой, раскрытой тематикой, ссылками на первоисточники и глубокой аналитикой — будут высоко цениться.
Трафик уйдет с новостных изданий на аналитический контент, поэтому нужно учиться создавать качественный контент с аналитикой, отвечающей на запрос пользователей.
2. Авторы неочевидного, нишевого контента. Создавать контент-новости о хобби, разных сферах жизни и культуре все еще должен человек. Можно генерировать неочевидные новости и собирать внимание пользователей, а значит — и монетизировать контент.
3. Новый формат новостных изданий — поставщики мнений и эмоциональные художники. Сейчас ИИ предоставляют новости в “голом” виде (обычная информация). Но новости от человека эмоционально окрашены, часто по смыслам (политические новости). Это работа пиарщиков — давать новостям оценку.
В том мире, где обычные новости уже неинтересны, внимание пользователей может быть направлено либо на эмоционально-окрашенные новости, либо на лидеров мнений и сообщества, которые будут говорить пользователю, как ему относиться к новостям.
Размышляя на тему профессий будущего, мне захотелось спросить мнение у Эльнары Петровой — коуч-компетентного руководителя агентства экспертного маркетинга «NextMedia» и ведущей подкаста «NextMedia Podcast».
В будущем мы столкнемся с профессией «специалист по оцифровке личности» — человеком, который будет переносить ваш образ в мета-миры. Цифровые аватары будут вовлечены в социальную коммуникацию. Сейчас селебрити волнует, как они выглядят в физическом мире, но скоро их будет волновать их цифровой аватар. У них будет формироваться высокий спрос на правильную оцифровку личности: как передать внешний вид, голос, особенности речи, эмоции. Продюсерам придется научиться управлять цифровым образом звезды — в этом им будут помогать специалисты по оцифровке личности. Звезды будут организовывать концерты и проводить фан-встречи в цифровых пространствах. Их организацией и будет заниматься нейросеть, управлять этой коммуникацией. Также будут подключены цифровые стилисты и пиар-менеджеры, которые будут курировать и модерировать звезду в цифровых мирах.
Третий этап означает, что мы сидим в информационном пузыре, и единственный способ выхода в интернет — цифровой помощник, который водит нас за ручку куда-угодно в цифровом пространстве. Пострадают все, кто работает по старой модели интернета.
Если вы не приспосабливаетесь — мир плавно избавляется от вас. Так было, есть и будет. Текущий интернет станет будущим даркнетом: местом, куда не принято заходить, нечего искать, и можно найти что-то страшное и сомнительное. У нас будут цифровые помощники, которые поведут туда, куда нам (или им) нужно.
ИИ-коннектор (ИИ-интегратор) — маркетолог будущего, который занимается соединением бизнеса и бренда, на который он работает с ИИ и базами данных. Он занимается внесением данных в нужные базы — это похоже на SERM (управление репутацией в поиске). В будущем понадобится единое окно, куда будет вноситься информация, и цифровой помощник быстро расскажет о тебе по запросу. Как это будет ранжироваться, какие законы будут приняты, какие будут придуманы модели монетизации контента? — Пока не ясно. Возможно, общество пойдет в сторону закрытых каналов paywall-формата.
Что уже точно пришло, так это феномен общества, которое все больше замыкается в информационные пузыри. По мере развития инструментов на базе ИИ, мы все больше приходим к работе с цифровыми помощниками вместо выхода из пузыря за поиском информации.
Нас отрежут от самостоятельного изучения мира, и приведут к получению нужной информации. Поэтому, стоит приготовиться к новым способам взаимодействия с нашими ЦА.
Современные цифровые помощники уже внедрены в нашу жизнь, мы их слышим и знаем по имени. Например, голосовой помощник Алиса: она обучает наших детей, рассказывает им сказки; дети с ней растут.
Аудиоканал также становится важнейшим каналом потребления контента. Многие люди проводят много времени в авто и потребляют аудиоматериал.
Аудиоконтент все больше набирает популярность. В трендах будут цифровые помощники и методы внедрения в них информации о вашем бренде. Подкасты уже находятся в тренде, и их популярность только растет. Инструменты на базе ИИ вскоре лишат работы многих. Поэтому нужно приспосабливаться, и делать более осмысленный, глубокий контент.
Над материалом работали: