Спикер эфира «PRO магистратуру Школы коммуникаций Вышки»* о создании стартапа — Роман Нестер, профессор НИУ ВШЭ, академический наставник программы «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика», первый исследователь дата-этики в России и человек, конвертировавший стартап в миллиардную выручку. Он рассказал, как повысить собственную профессиональную капитализацию, создать и впоследствии продать прибыльный стартап.
Пора создавать стартап
Как отмечает Роман, на потребительском рынке в нашей стране произошел отток иностранных производителей. Более того, видоизменение рынка частных инвестиций привело к тому, что появилась возможность выходить на IPO. Кстати, рынки Азии и Ближнего Востока также открыты к сотрудничеству. Сегодня — лучшее время для создания стартапа в сфере рекламы, потому что российские компании проще обыгрывать на поле рекламных технологий чем иностранные, подчеркивает спикер.
Кто может купить ваш стартап?
B2B и B2C стартапы
По словам спикера, B2C-стартап требует много времени, чтобы начать приносить прибыль для последующей продажи, а также большие первоначальные вложения. В текущем рынке такие стартапы достаточно рискованно создавать. B2B-компании, напротив, привлекают внимание. В нашей стране (в среднем) чек, который основатели и инвесторы могут получить за свою компанию, редко превышает 2 миллиарда рублей. На Западе средняя оценка стоимости B2B компании может быть в 4-7 раз выше.
Роман подчеркивает, что срок продажи стартапа в B2C — до 10 лет, в B2B — 5-7 лет после создания эффективного бизнеса, который помогает другим компаниям вести процессы эффективнее. Однако после оттока иностранных компаний с рынка эта цифра может сократиться до 3 лет.
У них получилось
Стоимость компании формируется не только из финансовых показателей, интересующих покупателя, а также рынка, команды, коннекта с покупателем и конкуренции. Так, если за вашу компанию высокая конкуренция среди покупателей, то ее оценка может вырасти. Спикер советует, по возможности, входить в большое количество переговоров для повышения интереса к стартапу.
Ты не пройдешь
Также необходимо рассказать покупателям, как именно вы сможете решить проблему, сделать другой бизнес более эффективным и почему вашей экспертизы будет достаточно. Хороший клиентский портфель, опытные сотрудники и уникальные технологии помогут выстроить «барьер на вход» для других участников рынка.
Советы для стартаперов
Смотрите запись вебинара, чтобы узнать о стагнации и продаже стартапов, синергии с бизнесом покупателя, а также поиске собственной ниши для создания бизнеса с нуля.
*Проект «PRO магистратуру Школы коммуникаций Вышки» помогает участникам прокачать карьеру, используя преимущества высшего образования. Спикеры проекта – наставики и партнеры практической и проектной деятельности магистерских программ: 100% онлайн «Управление стратегическими коммуникациями», «Интегрированные коммуникации», «Коммуникации в госструктурах и НКО» и «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика».