Мы будем делать бизнес

2024-02-17 15:00:58 Время чтения 6 мин 302

Спикер эфира «PRO магистратуру Школы коммуникаций Вышки»* о создании стартапа — Роман Нестер, профессор НИУ ВШЭ, академический наставник программы «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика», первый исследователь дата-этики в России и человек, конвертировавший стартап в миллиардную выручку. Он рассказал, как повысить собственную профессиональную капитализацию, создать и впоследствии продать прибыльный стартап.

Пора создавать стартап

Как отмечает Роман, на потребительском рынке в нашей стране произошел отток иностранных производителей. Более того, видоизменение рынка частных инвестиций привело к тому, что появилась возможность выходить на IPO. Кстати, рынки Азии и Ближнего Востока также открыты к сотрудничеству. Сегодня — лучшее время для создания стартапа в сфере рекламы, потому что российские компании проще обыгрывать на поле рекламных технологий чем иностранные, подчеркивает спикер.


Стартап — это возможность для вас за 3-5 лет заработать деньги, которые иначе пришлось бы зарабатывать в течение 10-15 лет на позиции менеджера какой-нибудь компании. То есть кроме опыта вы покупаете себе много лет жизни, в которые сможете делать что-то еще интересное
Роман Нестер

Кто может купить ваш стартап?

  1. Телекоммуникационные компании
  2. Компании, связанные с IT и разработкой
  3. Частные инвесторы

B2B и B2C стартапы 

По словам спикера, B2C-стартап требует много времени, чтобы начать приносить прибыль для последующей продажи, а также большие первоначальные вложения. В текущем рынке такие стартапы достаточно рискованно создавать. B2B-компании, напротив, привлекают внимание. В нашей стране (в среднем) чек, который основатели и инвесторы могут получить за свою компанию, редко превышает 2 миллиарда рублей. На Западе средняя оценка стоимости B2B компании может быть в 4-7 раз выше.

Роман подчеркивает, что срок продажи стартапа в B2C — до 10 лет, в B2B — 5-7 лет после создания эффективного бизнеса, который помогает другим компаниям вести процессы эффективнее. Однако после оттока иностранных компаний с рынка эта цифра может сократиться до 3 лет.

У них получилось

  1. JIVO продана Сберу за 1,2 миллиарда рублеи, основатели получили кэш
  2. Calltouch продана компании МангоТелеком за 1,2-2 миллиарда рублеи
  3. Flocktory продана QUIWI за 1,2-2 миллиарда рублеи
  4. Едадил развился в течение 6 лет, продан Яндексу, а основатели продолжают строить новый бизнес

Стоимость компании формируется не только из финансовых показателей, интересующих покупателя, а также рынка, команды, коннекта с покупателем и конкуренции. Так, если за вашу компанию высокая конкуренция среди покупателей, то ее оценка может вырасти. Спикер советует, по возможности, входить в большое количество переговоров для повышения интереса к стартапу.

Ты не пройдешь

Также необходимо рассказать покупателям, как именно вы сможете решить проблему, сделать другой бизнес более эффективным и почему вашей экспертизы будет достаточно. Хороший клиентский портфель, опытные сотрудники и уникальные технологии помогут выстроить «барьер на вход» для других участников рынка.


Если вы не можете объяснить человеку из нетехнологической среды про что у вас стартап, то, скорее всего, вам будет его очень трудно продать. Инвесторы и покупатели очень любят, чтобы бизнес был понятным, поэтому ваша идея должна быть упакована в нарратив, который будет понят человеком любого уровня и любого склада на другой стороне
Роман Нестер

Советы для стартаперов

  1. Чем технически сложнее ваш продукт, тем дороже обойдется его разработка и обслуживание
  2. В отличие от традиционного бизнеса, цифровые стартапы могут испытывать расхождение между ростом доходов и расходов, что приводит к большему потенциалу успеха
  3. Важно искать надежных партнеров, которые станут источником опыта. Учитесь у них и перенимайте знания
  4. Создание стартапа — это полигон для прокачки нервов
  5. Убыточная компания, которая хорошо растет и может продемонстрировать свой потенциал стать прибыльной в будущем, более привлекательна для инвесторов, чем прибыльная компания, которая не инвестирует в рост и захват рынка.

Смотрите запись вебинара, чтобы узнать о стагнации и продаже стартапов, синергии с бизнесом покупателя, а также поиске собственной ниши для создания бизнеса с нуля. 

*Проект «PRO магистратуру Школы коммуникаций Вышки» помогает участникам прокачать карьеру, используя преимущества высшего образования. Спикеры проекта – наставики и партнеры практической и проектной деятельности магистерских программ: 100% онлайн «Управление стратегическими коммуникациями», «Интегрированные коммуникации», «Коммуникации в госструктурах и НКО» и «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика».

Бонус для тех, кто посетит все вебинары и пройдет добровольное тестирование — сертификат, который может быть приложен к портфолио, необходимого для поступления в магистратуру Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.