Чёрная пятница — день шопинга, проходящий сразу после Дня Благодарения в США. Он проводится в последнюю пятницу ноября. В этом году Чёрная пятница пройдет 25 ноября.
Исторически Black Friday означала огромные скидки, стычки в очередях и километровые пробки в ожидании товара. Однако в последние годы распродажа всё больше переходит в диджитал.
С каждым годом праздник шопинга становится только масштабнее: одна «пятница» превратилась в неделю распродаж. В онлайне за покупателей разворачивается настоящая битва.
Термин вошёл в оборот в привычном значении в 1985 году. Ритейлеры изобрели «Черную пятницу» на фоне повышенного спроса на покупки после Дня Благодарения. Магазины стали делать скидки до 90%, чтобы распродать неактуальный товар и освободить склады перед рождественским сезоном.
В Россию мода на Чёрную пятницу дошла в 2013 году. В первые годы акция даже проводилась в другие даты. Вскоре дата синхронизировалась с остальным миром и теперь также проводится в последнюю пятницу ноября.
В 2022 году в России зафиксирован рекордный интерес покупателей в распродаже. Про Чёрную пятницу знают 93% российских покупателей, а 61% опрошенных точно планируют совершить покупки в этом году.
Высокий спрос подтверждают данные с распродажи-конкурента — Дня холостяков или 11.11. Например, за первые 4 часа прошедшей акции оборот маркетплейса Ozon превысил 1 млрд рублей. Продажи в ночь на 11 ноября оказались в 7,5 раз выше, чем в среднюю ночь в ноябре 2022 года.
Ритейлеры используют всевозможные маркетинговые активности для привлечения покупателей на распродажу. Рассмотрим самые ходовые инструменты.
Чёрная пятница как явление началось со скидок, так на этом и базируется. Это центральный элемент привлечения клиентов к покупкам.
Также продавцы запускают акции «2 по цене 1», «3-й товар в подарок», «вторая вещь бесплатно». Маркетплейсы предоставляют всевозможные промокоды, дарят баллы, увеличивают персональную скидку.
В 2022 году сильную активность набрали маркетплейсы. Большую часть продвижения площадки взяли на себя.
Ozon, Яндекс Маркет, Wildberries и другие наперегонки делали рекламные афиши, анонсы и формировали новые предложения для партнёров. Например, WIldberries инвестирует более 13 млрд. рублей в предоставление скидок для покупателей и поддержку продавцов. Это рекордная сумма для площадки.
Платформы используют всевозможные маркетинговые диджитал-инструменты, а в этом году они также усилили рекламу на ТВ и наружную рекламу.
Бренды активно используют соцсети, чтобы привлекать покупателей. Главная направленность этих площадок — информирование и стимулирование спроса акциями и розыгрышами.
Компании начинают активность за две недели и более до распродажи. В содержании писем: креативы, акционные предложения и ежегодные напоминания о своём существовании.
Распродажа с большими скидками — это шанс привлечь даже неактивных клиентов. Главное, пробиться сквозь лавину писем со скидками.
Самый простой способ повысить шансы на открываемость — сделать рассылку в оригинальном виде. Стать заметным в имейл-рассылках можно, используя подарочные открытки для клиентов и партнёров. Например, в нашем сервисе подарков и открыток Emodika есть интересные варианты специально для Чёрной пятницы.
Такой инструмент позволяет выделиться среди потока похожих писем. Открытка демонстрирует внимание к пользователю и формирует лояльность — 19% клиентов возвращаются за повторной покупкой в течение 90 дней после презента.
Самое важное в email-маркетинге – отношения с подписчиками. Покажите, что вы заботитесь о получателях.