Время пауз закончилось: как сегодня бизнес смотрит на ESG

2023-12-05 10:22:32 Время чтения 7 мин 258

В 2022 году эксперты предсказывали для ESG паузу. Но бизнес, хотя и сократил бюджеты, работу в этом направлении продолжил. Что изменилось за год обсудили представители «Магнит», «Самолет», Ipsos в России и ESG Альянс на форуме «Бренды со смыслом».

БОРЬБА ЗА ТАЛАНТЫ

Один из стратегических вызовов бизнеса сегодня — привлечение и удержание талантов. Последние 10 лет из-за демографической ямы в России сокращается приток новых кадров — каждый год на рынок выходит на 100 тыс. меньше работников. Нехватку квалифицированных кадров отмечают во всех отраслях.  

Компаниям недостаточно предлагать только комфортный офис и достойную заработную плату. В России молодым поколением это воспринимается как норма, соглашаются все спикеры сессии. В компании «Самолет» отмечают, что собеседования сегодня — это диалог, где новому поколению сотрудников важна не только компенсация, но и наличие инклюзивной среды, равенство мнений, внимание к ментальному здоровью, уважение к личному времени и многое другое, что входит в устойчивую повестку. «Это то, что уже сейчас важно при найме конкурентных профессий», — говорит Наталья Грознова, заместитель генерального директора по экономике и финансам «Самолет».

Если бизнес не может внятно ответить на вопросы кандидатов, какой вклад они делают в общество, какие ценности разделяют, он теряет качественные мозги, подтверждают в ESG Альянс.

Семих Ялман, основатель EYEGLOBAL, уверен, что важно вкладываться в трансформацию компаний для нового поколения сотрудников. Он отмечает, что, если раньше говорили о кризисе среднего возраста, то сегодня можно говорить о кризисе молодого возраста. Внутри молодого поколения, кто будет ключевыми игроками, уже есть драма: «Они чувствуют, что их мечты пытаются украсть, а общество диктует свои правила и пытается повесить на них ярлыки. Их не воспринимают как личность. Вместе с тем для молодежи важно принятие, свобода выражения. Задача бизнеса — создать для них среду, где им будет комфортно, и помочь им быть более эффективными и принятыми в обществе».

В компании «Самолет», например, уже реализован принцип «Свобода быть собой, оставаясь частью команды». По словам представителя, то, как люди взаимодействуют, опираясь на эту ценность, дает большую энергию в команде, формирует особую микрокультуру и драйвит продуктивность.  

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Хотя цена все еще остается важным критерием при покупке, спикеры замечают, что в России уже есть категория потребителей, которые готовы смотреть и на другие параметры: экологичность упаковки, ответственность компании-производителя. При этом устойчивый, экологичный товар не всегда означает более дорогой. Это на собственном примере показывает «Магнит», развивая свою торговую марку, доступную для массового покупателя и при этом использующую экологичную упаковку.

Одновременно и сами россияне становятся более осознанными, что подтверждают данные совместного исследования E+ Change и Ipsos в России. «Сформировалась группа хорошо информированных об экологии покупателей. Являясь уже достаточно экспертной, эта аудитория ожидает усложнения коммуникации и готова сама формировать экологическую повестку, переходя от статуса аудитории экопросвещения к статусу его амбассадоров», — подчеркивает Анна Башкирова из Ipsos в России.

Анна Мелешина, управляющий директор торговой сети «Магнит», говоря о возможных сценариях поведения покупателей через 30 лет отметила, что ситуация с экологией будет ухудшаться, поэтому в ритейле будет целый пласт потребителей, которые будут выбирать продукты исходя из пользы для планеты, уделять внимание изучению состава и технологий производства, материалов упаковки. А также больше внимания люди будут уделять своему здоровью — и физическому, и ментальному. «Это говорит о том, что здоровье и экология – как минимум для ритейла – стратегические направления, которые со временем будут только усиливаться», — отмечает спикер.

ESG СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ ДНК КОМПАНИИ

Всю вторую половину 2010-х в России шла дискуссия, что ESG — это враждебная повестка, вспоминает Андрей Шаронов, генеральный директор ESG Альянс. Тогда бизнес переживал, что окажется в невыгодном положении, а устойчивая повестка — просто замаскированный способ недобросовестной конкуренции. Однако времена изменились, в 2019–2021 году в России ESG стало частью национальной повестки — в этот период были приняты большинство нормативных документов. Несмотря на сложности 2022 года, российский бизнес продолжает реализовывать ESG-принципы, потому что остается частью мира, в котором спрос на такие практики нарастает. Только теперь вместо европейских требований — требования азиатских партнёров, которые местами даже строже.

Как показывает исследование E+ Change и Ipsos, реализация ESG-инициатив относится к числу абсолютных приоритетов как во внешней, так и во внутренней деятельности трети российских компаний. Что делает ESG частью долгосрочной стратегии. Когда эти принципы не просто декларируются, а лежат в основе ежедневных действий, устойчивость становится частью культуры. По мнению Андрея Шаронова, бизнесу важно найти свой смысл, свою идею, ради чего и зачем они будут этим заниматься. Спикер рекомендует посмотреть на всю палитру ESG и найти отклик, чтобы это не было тем, что пришло сверху.

Устойчивая повестка не является прерогативой только крупных компаний. Константин Войтиков, вице-президент по цепям поставок международной FMCG-компании отметил, что ESG начинается с конкретного человека. И, раз так, то реализовывать устойчивые принципы возможно и на уровне малого бизнеса, и на уровне крупного, и на уровне государства.