За последние три месяца социальные сети пережили немало потрясений: некоторые площадки были заблокированы, а некоторые обрели вторую жизнь. Виктор Михальски, руководитель SMM-отдела digital-агентства Wunder Digital, рассказывает, какие социальные сети нужно вести, если вы запускаете стартап.
TikTok ограничил российским пользователям возможность добавлять контент на площадку, а Meta* и входящие в неё Instagram* и Facebook* были признаны экстремистскими организациями и заблокированы на территории России. На фоне этих событий стартапам может быть трудно выбрать соцсеть для продвижения: теперь не понятно, где именно сидит ваша целевая аудитория.
Ещё три месяца назад Instagram* был одной из самых популярных и удобных площадок для ведения бизнеса: здесь компании могли рассказывать о своих товарах и услугах, строить коммуникацию с аудиторией, а для продвижения использовать таргетированную рекламу или сотрудничать с блогерами.
После блокировки Instagram* его аудитория так и не нашла полноценной замены этой социальной сети и распределилась по самым разным площадкам. Стартапам, которые планируют продвигаться через социальные сети, стоит рассмотреть как уже знакомые всем площадки, так и те, которые появились совсем недавно.
Tenchat — это деловая социальная сеть от отечественных разработчиков, запущенная в октябре 2021 года. Площадка стала своеобразной альтернативой заблокированным в России Facebook* и Linkedin и служит для общения предпринимателей и топ-менеджеров компаний.
В Tenchat владельцы B2B стартапов могут рассказать о своём проекте релевантной аудитории — пользователи этой социальной сети целенаправленно приходят сюда, чтобы нарабатывать профессиональные контакты, искать клиентов и подрядчиков.
Помимо возможности напрямую общаться с потенциальными клиентами Tenchat позволяет участвовать в тендерах — для этого нужно зарегистрировать в приложении ваше юрлицо и перейти в соответствующий раздел соцсети. Это ещё одна возможность для стартапов получить клиентов без лишних финансовых затрат.
Что касается платных способов продвижения, то пока на площадке они недоступны, поэтому сейчас лучше вкладывать ресурсы в создание полезного контента и личное общение с потенциальными клиентами. По словам создателей соцсети, после недавнего обновления алгоритмы ленты рекомендаций стали активней продвигать авторские посты — даже пользователи без подписчиков могут получить полумиллионные охваты за публикацию уникального экспертного контента.
Сейчас Tenchat старается расширить свою целевую аудиторию и ориентируется на «всё активное население России». Если предприниматель заведёт профиль стартапа и начнёт продвигаться в этой социальной сети сейчас, у него есть возможность закрепиться на развивающейся площадке, пока это не требует дополнительных затрат.
Nutson — это отечественная альтернатива TikTok, которая появилась летом 2021-го года. Основа контента этой площадки — видео, на которых пользователи выполняют различные челленджи, чтобы получить денежный приз.
Сейчас контент на площадке в основном публикуют блогеры, но перспективы для продвижения есть и у брендов. В NUTson создают аккаунты салоны оптики, бренды одежды, а также небольшие книжные магазины.
Аудитория приложения достаточно молодая: зарегистрироваться могут люди с 12 лет. Если ваши товары или услуги предназначены для подростков или молодых людей — можно попробовать выйти на площадку со своим собственным челленджем. Для этого вам нужно описать суть вызова и задать сумму выигрыша, от 250 до 100 000 рублей, а пользователи будут сами снимать ролики с нативными интеграциями.
Пока на площадке трудно получить большие охваты: аудитория социальной сети около миллиона пользователей, но в этом есть и свои плюсы: например, отсутствие большой конкуренции среди создателей контента — попасть в ленту рекомендаций будет несложно.
Ещё один российский аналог TikTok со схожим функционалом: пользователи снимают короткие развлекательные ролики, которые впоследствии могут попасть в ленту рекомендаций. Основная аудитория социальной сети — молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет.
Сейчас в социальную сеть приходят самые разные бренды: от локальных производителей косметики до мебельных компаний. Из-за специфики аудитории Yappy лучше всего здесь продвигать услуги и товары, связанные со сферой красоты и здоровья, спортом и фэшн-индустрией.
В Yappy необязательно нужно создавать контент с нуля. В библиотеке приложения есть несколько десятков роликов популярных блогеров, например, Анны Хилькевич и Карины Кросс, с которыми пользователи могут снимать коллаборации.
У площадки есть удобная функция для создания коллабораций, если вы захотите обсудить индивидуальное сотрудничество с каким-нибудь блогером. Чтобы снять совместное видео с другими пользователями социальной сети, вы можете добавить их в медиа-комнату: здесь все участники ролика могут совместно редактировать контент и обсуждать проект.
У площадки есть два минуса. Во-первых, аудитория Yappy — около 3 миллионов человек, поэтому ролики даже самых популярных блогеров пока не набирают больше 10 тысяч просмотров. Во-вторых, есть сложности с работой алгоритмов приложения, которые не всегда могут подстроиться под интересы пользователя и предлагают ему нерелевантный контент.
Вконтакте — это самый очевидный канал общения компаний с их целевой аудиторией. Социальная сеть на сегодняшний день предлагает самое большое количество инструментов для ведения и продвижения бизнеса: таргетированная и нативная реклама в сообществах, рассылки и чат-боты.
После блокировки Instagram* ежедневная аудитория Вконтакте выросла на 4 млн — больше, чем любая другая социальная сеть России. Аудитория площадки разнообразная: клиентов смогут найти как стартапы из сферы B2B, так и из B2C. Чаще всего компании создают ВКонтакте паблики: они всегда открыты и появляются в подписках пользователя, которые нельзя скрыть.
Ограничений по формату контента практически нет: пользователи могут публиковать не только короткие посты и фото, но и сторис, подкасты и клипы — аналоги reels из Instagram*.
Из минусов — отсутствие возможности органического продвижения. Стартапам придётся закладывать для запуска рекламы хотя бы минимальный бюджет — пятьсот рублей. Более того, сейчас бизнес массово переходит во Вконтакте, поэтому социальная сеть в целом перегружена рекламными записями.
В марте новые пользователи Telegram, попытались подстроить площадку под формат Instagram*. Блогеры и бренды стали публиковать много повседневного контента, записывать «кружочки» по аналогии со stories в Instagram*. Такая стратегия коммуникации с аудиторией в Telegram не была эффективной. Пользователи Telegram очень избирательны: они не бедет ежедневно просматривать все 20 каналов, на которые подписаны, а откроют только три-четыре — те, которые для них наиболее интересны и полезны.
Стартапам стоит не просто рассказывать о своих товарах и услугах, а останавливаться на других концепциях ведения блога, чтобы давать максимальную пользу его читателям. Например, вы можете вести telegram-канал вашей компании в формате новостного паблика и рассказывать в целом о сфере, в которой работаете. Так вероятность, что о вашем проекте узнает больше людей, возрастает.
Формат контента может быть любым. Особенно хорошо пользователи воспринимают публикации в виде карточек, которые можно пролистать за несколько секунд, а также лонгриды, которые помогут подробней разобраться в теме.
Для бизнеса в Telegram есть несколько инструментов работы: создание чат-ботов, каналов и групповых чатов для коммуникации с потенциальными клиентами. Платное продвижение доступно в двух форматах: публикация рекламных записей в популярных каналах и запуск таргетированной рекламы. Однако второй вариант пока доступен только для крупных рекламодателей с бюджетом от 2 миллионов долларов. Стартапам же больше подойдёт продвижение через рекламу в тематических telegram-каналах. Стоимость интеграции будет зависеть от размера канала и варьироваться от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч рублей.
Многие бренды не воспринимают Одноклассники как площадку, подходящую для коммуникации с аудиторией, а зря: ежемесячно социальную сеть посещает 43 млн пользователей из разных регионов России
Хоть Одноклассники не так популярны как Вконтакте, здесь всё же можно найти потенциальных клиентов. Сюда точно не стоит идти с товарами или услугами для подростков, а вот если средний возраст вашей целевой аудитории 40 лет и живёт она преимущественно в регионах, вам можно попробовать выйти на эту площадку. Особенно хорошо в Одноклассниках продаются товары и услуги массового потребления с низким или средним чеком. Например, если на площадку придёт Азбука вкуса, повторить успех страницы магазина Пятёрочки ей вряд ли удастся.
В Одноклассниках можно запускать таргетированную рекламу. У пользователей Вконтакте из-за большого количества рекламных объявлений развивается баннерная слепота, чего нельзя сказать об аудитории Одноклассников, где лента пока не перегружена обилием коммерческих предложений.
Ещё один способ стартапу продвинуться на площадке — разработать собственные стикеры. Аудитория Одноклассников активно пользуется ими при общении в социальной сети, поэтому стикеры могут стать дополнительным элементом продвижения вашей компании, а потратиться придётся только на разработку стикерпаков.
На фоне последних событий в мире digital произошли глобальные изменения. Появилось много новых социальных сетей, которые по функционалу дублируют заблокированные в России площадки. Самой перспективной соцсетью для продвижения B2B компаний можно назвать Tenchat, который в будущем планирует сфокусироваться на массовой аудитории, а не только предпринимателях.
Какой бы многообещающей социальная сеть ни была, возлагать надежды только на один канал продвижения всё же не стоит. Мы советуем обратить внимание и на другие отечественные приложения, например, NUTson и Yappy. Никто не знает, какая площадка «выстрелит» в будущем, однако заявить о себе на каждой из них можно уже сейчас в условиях минимальной конкуренции.
Что касается уже знакомых всем социальных сетей, то стоит отдельно выделить Вконтакте, который в феврале этого года пережил второе рождение. У площадки есть все инструменты для платного продвижения бизнеса, но сейчас она становится перегружена рекламными объявлениями. В дополнение можно завести Telegram-канал или аккаунт в Одноклассниках, чтобы охватить аудиторию, которая выбирает другие источники информации.
*Компания Meta, владеющая Facebook и Instagram, признана экстремистской на территории России.