Как бы это ни звучало парадоксально, но люди творческих профессий далеко не всегда занимаются творчеством.
Например, виртуозный кондитер, который делает торты-шедевры. Со стороны кажется, что он занимается творчеством - делает “сладкие скульптуры”. Но делает он их по заданию клиента, по чужой идее. Окончательное слово остается за другим человеком. Тогда получается, что это просто работа, зажатая в довольно узкие рамки.
Копирайтер, который “творит” словом, на самом деле пишет по строгому ТЗ: определенный объем текста и с определенным количеством упоминаний нужной темы. Художник пишет портрет на заказ, предварительно выслушав пожелания клиента.
Выходит, что в творческой профессии творчества практически нет. Есть работа, заказы, пожелания, согласования, предоплата, договоренности, сроки - все, что мы так “любим”.
Но если человек занимается этим как хобби, без материальной выгоды для себя, то получается самое настоящее творчество, которое отвлекает от внешней суеты, дает новые эмоции и помогает перегрузиться. Ниже пример.
Вчера с женой занимались гончарным делом. Сначала я пытался придать глине симметричный правильный вид, создать форму. Естественно, сразу это не получается (промелькнула мысль - это сложное занятие, работа, где тут творчество?).
Потом я вдруг понял, что создавать определенную точную форму - это не развлечение, это работа. А вот искать форму, созидать - это творчество. (Поэтому моя кривая чашка - это порыв, экспрессия, а не кривые руки 😂 )
Получается, что фраза “я люблю свою работу, это творчество” обманывает нас, подменяя и искажая факты. Даже если мы занимаемся творческой работой, это не значит, что мы творим. Нужно это понимать и искать способы отвлечься, перегрузиться.
Мне нравится моя работа, я люблю маркетинг. Но чаще я выполняю конкретные заказы, чем придумываю что-то кардинально новое. Отвлечься мне помогают хобби и другие занятия, а творить в своей профессии - исследования, написание статей и ведение этого блога.
Стоит еще раз переосмыслить “творчество” и “творческая профессия” - разница точно есть, не заводите себя в эту мыслительную ловушку 😉
Подписывайтесь на мой блог маркетолога из провинции, который за 15 лет дорос до CMO.