Штрафы за продажу товара без маркировки

2023-03-04 10:19:32 Время чтения 10 мин 800

LIFE PAY рассказывает, как работать с маркированными товарами

С 2019 года в России введена система маркировки товаров ГИС МТ «Честный знак» (государственная информационная система мониторинга товаров). Это было сделано с целью защиты россиян от фальшивой, поддельной продукции.

Итеперь каждый гражданин посредством специально разработанного мобильного приложения, которое носит такое же название, как и система ГИС МТ «Честный знак», может без труда получить информацию о компании-производителе товара, дате производства продукции, а также о полном составе товара и сроке годности. То же самое можно сделать и на сайте системы.

Контролирующие функции по соблюдению действующих правил маркировки были возложены на Роспотребнадзор. Только за первый год действия новых правил этим органом были установлены факты нарушений правил маркировки более чем у 4 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей. К нарушителям были применены разные карательные санкции – наложение штрафов, лишение свободы.

Что такое маркировка товаров и зачем она нужна

Маркировка товаров — это процесс нанесения на товарную упаковку или этикетку контрольно-идентификационный знак (КиЗ). Производитель товара обязан нанести на него уникальный код. В дальнейшем, любой участник товарной цепочки (перевозчик, оптовый и розничный продавцы и др.) смогут считать КиЗ посредством использования специального сканера.

Обратите внимание! Если товары ввозятся из-за границы, то обязанность по их маркировке ложится на компанию-импортера.

Введение в законную силу правил о маркировке осуществляется поэтапно. Через каждые несколько месяцев в список товаров, которые должны иметь КиЗ, добавляются новые.

По планам Правительства РФ, уже к 2024 году подавляющая часть товарной массы будет иметь свою маркировку. Продукция, требующая маркировки и у которой отсутствует КиЗ, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами считается контрафактным товаром со всеми вытекающим из этого факта, последствиями, а именно: товар без маркировки будет конфискован и наложенны штрафные санкции. А продажа товара без маркировки наказывается в уголовном и административном порядке.

Важно знать! Установленные сроки добавления в списки продукции, которая должна иметь КиЗ зачастую переносятся. И чтобы оперативно отслеживать все их сдвиги по датам, необходимо регулярно сверяться с нормативной базой правовых документов.

Организовать эффективную работу с маркированной продукцией можно через интернет-сервис «Электронный документооборот». С его помощью можно выполнять следующие действия:

  1. поставщики могут присылать счета-фактуры с КиЗ;
  2. производители товарной продукции могут формировать пакет документов с маркировочными кодами и направлять его своим партнерам по бизнесу.

После того, как документы будут подписаны обеими сторонами, вся информация в автоматическом режиме будет направлена в систему «Честный знак».

КиЗ — это определённый набор символов. В нем зашифровывается следующая информация:

  1. товарный артикул;
  2. серийный номер;
  3. аналог цифровой подписи, без которой КиЗ недействителен.

Все коды генерируются в Центре развития перспективных технологий, который и является разработчиком ГИС МТ «Честный знак».

Ответственность за продажу товаров без маркировки

За нарушение правил маркировки товаров до 2020 года никак не наказывали, как правило, нарушитель мог отделаться только предупреждением. Но в наше время к тем, кто занимается производством и продажей товара с не своей маркировкой, реализацией товаров без маркировки или с нарушениями маркировки, применяются строгие меры наказания в виде штрафа.

Штрафы за маркировку товара не своим маркировочным кодом и за торговлю немаркированными товарами:

  1. ответственность за продажу товара без маркировки и за реализацию, перемещение, а также производство товаров без маркировочных кодов. На частного предпринимателя накладываются штрафы от пяти до десяти тысяч рублей, на юридическое лицо размер штрафа уже составит минимально от пятидесяти тысяч рублей, а максимальный размер штрафа триста тысяч рублей;
  2. если было допущено нарушение правил ОМТ в крупном размере, при цене партии немаркированных товаров более четырехсот тысяч рублей — ответственность за отсутствие маркировки на товаре составит до трехсот тысяч руб., или приговорен к отбыванию наказания в виде принудительных работа или лишения свободы до 3-х лет;
  3. за такие же нарушения, но уже в особо крупном размере (выявление немаркированных товаров на общую стоимость более полутора миллионов рублей) – штраф до семисот тысяч рублей, принудительные работы сроком до пяти лет или лишением свободы на 6 лет.

В сфере реализации табачных изделий такое нарушение, как отсутствие маркировки на товаре наказание гораздо суровей. Даже продажа одной непромаркированной сигаретной пачки влечёт штраф на ответственное должностное лицо в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей. Юридическое лицо в таких случаях будет наказано еще строже – оно будет обязано выплатить от двухсот до трехсот тысяч рублей штрафа.

За такое нарушение, как несоответствие или отсутствие маркировки на товаре или их подделка, закон будет преследовать его нарушителей наказанием в виде штрафа до трехсот тысяч рублей. А также предусмотрено трехгодичное лишение свободы.

И еще один частый вид допускаемого нарушения в сфере ОМТ (обязательная маркировка товаров). Если была проигнорирована процедура регистрации в ГИС МТ «Честный знак», а также в случае непредоставления в нее сведений о маркированной продукции, ответственное лицо будет вынуждено заплатить до десяти тысяч рублей, а юридическое до ста тысяч рублей.

Важно знать! Что во всех случаях нарушения в сфере ОМТ, будь это просто наличие товара без маркировки или его реализация, весь он, в полном объеме подлежит конфискации.

Как избежать штрафов за нарушение правил маркировки?

Чтобы не попадать под штрафные санкции за нарушения в области ОМТ, в первую очередь необходимо к ней подключиться.

Порядок подключения к системе ОМТ для продавцов следующий:

  1. необходимо пройти регистрацию в ГИС МТ «Честный знак». ИП потребуется его усиленная квалифицированная электронная подпись;
  2. потребуется приобретение дополнительного спецоборудования – сканера для считывания маркировочных кодов;
  3. при каждом принятии товарной продукции на ее реализацию необходимо считывать нанесенные штрихкоды;
  4. следует перепрошить онлайн-кассу, чтобы маркировочный код пропечатывался на чеке.

Порядок действий производителей маркировочных товаров или их импортеров:

  1. пройти регистрацию в ГИС МТ «Честный знак»;
  2. сделать заказ кодов на ту продукцию, которая подлежит ОМТ;
  3. приобрести специальное оборудование для нанесения маркировочных кодов.

Важно знать! В случае производства или продажи продукции, которая подлежит маркировке, без нее – предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Если внимательно проанализировать судебную практику, непосредственно касающуюся ОМТ, то можно сделать уверенный вывод – чаще всего в качестве виновников выступают частные предприниматели, которые занимаются розничной торговлей.

Это напрямую связано с тем, что крупные торговые сети не рискуют приобретать контрафактную продукцию.

Ещё одно наблюдение – больше всего нарушений маркировки товара допускается при торговле обувной продукцией, предметами одежды, как женской, так и мужской, а также у тех, кто реализовывает табачные изделия. Как ни странно, менее всего нарушений в сфере ОМТ выявлено у продавцов парфюмерных изделий.

А потому очевидный ответ на вопрос – как избежать штрафов за нарушение правил маркировки только один: не работать с поставщиками, которые предлагают купить товары без маркировки, пусть даже и по значительно сниженным ценам.

Самыми распространенными видами нарушений являются:

  1. Продажа товара с не своей маркировкой или полное ее отсутствие. За них было оштрафовано более 70% выявленных нарушителей. Чтобы не допустить административной ответственности нужно тщательно проверять правильность и читаемость маркировочного кода. Или его плохо наносят, или упаковка могла быть повреждена во время транспортировки. В таких случаях ГИС МТ «Честный знак» просто не находит данный код в базе данных и выдает сообщение об ошибке;
  2. Нанесение на всю товарную партию одного и того же кода маркировки. В таком случае также предусматривается наказание в виде наложения штрафов за маркировку товара;
  3. Не произведена перемаркировка товарной массы. Данное действие нужно выполнять в случаях утраты штрихкода после примерки одежды покупателем или его повреждение. Нужно внимательно и регулярно проверять маркировочные коды на их сохранность.
  4. Не проведение в ГИС МТ «Честный знак» факт закупки мелкооптовой партии. Т.е. ИП получает партию товара, но через «Честный знак» ее не проводит, а пускает ее в продажу. А потому система при сканировании и проверки выдает прежнего владельца. В такой ситуации с точки зрения законодательства партия товаров считается непромаркированной, она конфискуется, а продавец получает штраф.

Кстати! За данный тип нарушение суды чаще всего налагают штрафы именно на продавцов, а не на собственников торгового учреждения.