Кстати, список товаров, которые подвержены обязательной маркировке, вы можете найти на этом сайте и он постоянно пополняется.
Это процесс нанесения на определенный вид продукции или этикетку этой продукции специального уникального товарного кода Data Matrix. Мера была введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 487.
Код наносится производителем продукта и далее “путь продукта” до конечной точки “Потребитель” отслеживается через дистрибьюторов и ритейлеров.
Сам код DataMatrix очень похож на штрихкод и представляет собой уникальную последовательность символов. Главным поставщиком технологии является ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), ответственный за разработку национальной системы маркировки “Честный знак”. Эта система представляет собой целую IT инфраструктуру, к обязательным элементам которой можно причислить программу “Честный знак”, обязательную для всех участников торговых цепей; целый набор сканирующих устройств и облачную учетную систему для хранения данных.
Данную процедуру ввели в торговый обиход с целью решения проблемы подделок. По данным на 2021 год, даже с усиленным развитием маркировки, российский рынок контрафакта составлял 6,6 трлн рублей (данные Brandmonitor). Больше всего подделке подвержены сегмент спортивной одежды и обуви.
Метка в виде штрихкода как раз одновременно позволяет проследить, чтобы товар от производителя дошел до конечного потребителя, и вычислить поддельный продукт в обороте т.к. на нем штрихкода от производителя обычно не имеется.
Список категорий товаров, подверженных маркировке, регулярно обновляется в списках Правительства РФ со сторонней регулировкой Минпромторга. Категории вычисляют на основе данных об обороте контрафактной продукции: какой вид товара больше подвержен подделкам, тот и попадает следующим под маркировку.
Логично, что маркировка не вводится сразу: иначе производители просто не успеют адаптироваться к новым правилам. Правительство сначала вводит тестовый период (так называемый, эксперимент) и фиксирует любые неполадки, которые возникают в процессе. Затем, с учетом всех протестированных и выявленных нюансов, запускается уже реальный строго регламентированный процесс, подтвержденный нормативным актом.
В момент введения новой категории товара для маркировки бизнес сталкивается с понятием “маркировка остатков”. Понятие обозначает распространенную ситуацию, когда производитель товара отгрузил товар продавцам до введения закона о маркировке, а посредники не успели реализовать товар конечному потребителю до попадания этого вида товара под маркировку. По итогу продукт “зависает” в моменте: он не промаркирован, но все еще ждет, когда его купят. А не продавать его - прямой путь к убыткам. В этом случае правительство выделило срок, в который нужно домаркировать нереализованные товары. Делать это должны те участники рынка, у которых товар находится в момент введения закона. Нередко с подобной суетливой ситуацией сталкиваются точки продаж и ритейлеры.
Ознакомиться с действующим списком товаров, подлежащих маркировке, можно здесь.
В основном, маркировка пока что касается одежды, табачных изделий (в том числе изделия и для электронных сигарет), духов, шин, фотоаппаратов, молочной продукции (мороженое, сыры, молоко и т.д.). С марта 2023 года под обязательную маркировку попало пиво. С 2024 года планируют ввести обязательную маркировку для велосипедов.
Штраф за невыполнение требований по маркировке рознится в зависимости от лица, ответственного за правонарушение и от типа деятельности этого лица.
Согласно статье 15.12 КоАП РФ штраф за несоблюдение требований маркировки составляет:
Производство
Для предприятий, занимающихся дистрибуцией, перевозкой, хранением, перепродажей предусмотрена конфискация товара с сопровождающим наказание штрафом:
Да. Если ваше предприятие вовлечено в реализацию жизненного цикла товара, то вам либо пришлось, либо придется столкнуться с данностью маркировки.
Ниже представлена унифицированная схема того, как тот или иной B2C продукт доходит до конечного пользователя.
На любом из первых трех этапов маркировка допустима (либо во время основного процесса, либо при маркировке остатков).
В принципе, типичный процесс маркировки выглядит следующим образом:
Да, если товар подлежит маркировке и списание на кассе прошло успешно , то на его чеке появляются значки [M-], [M], [M+] - все по правилам ФФД 1.2.
Нужно помнить, что система маркировки - это симбиоз IT и аппаратных решений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому и иметь дело вашему предприятию придется с программами и специальными девайсами.
Итак, для подключения маркировки:
Кассово-платежное приложение LIFE POS от LIFE PAY работает с маркировкой товаров в едином окне интерфейса. Списать товар можно как раз перед фискализацией, причем в несколько кликов. LIFE POS работает со всеми видами сканирующего оборудования: специальное автономное устройство, камера в смарт терминале или же камера смартфона (при курьерской доставке). В последнем случае курьеру при выполнении заказа понадобится только смартфон, т.к. приложение LIFE POS с подключенной облачной кассой и активированной функцией Soft POS (прием оплаты не через терминал, а с помощью смартфона сотрудника) способно заменить все дополнительные кассовые, платежные и учетные аппараты.