Особенности маркировки при онлайн-торговле

2023-06-02 17:06:34 Время чтения 6 мин 367

Вы знакомы с маркировкой и e-commerce, если продаёте духи, лекарства, шины, велосипеды, воду, молочную продукцию, меховые изделия и т. д. Если нет, то LIFE PAY советует не расслабляться — правительство обещало к 2024 году ввести маркировку на все розничные товары. Неизвестно, успеет ли план осуществиться к началу 2024 года, однако направление понятно.

Что нужно сделать, чтобы подключить маркировку для e-commerce?

1. Подключить электронный документооборот (ЭДО). Именно через ЭДО осуществляется передача информации следующему агенту по цепочке.

2. Зарегистрироваться на сайте «Честный знак» (это система отслеживания маршрута товаров от производителя до конечного пользователя).

3. Заключить контракт с оператором фискальных данных (ОФД) и оформить электронно-цифровую подпись (ЭЦП).

4. Заполнить профиль в «Честном знаке»: данные компании-участника, пользователей, реквизиты для оформления договора, указать выбранный ЭДО.

5. Произвести маркировку остатков.

Маркировка остатков — это процедура маркировки и ввода в торговый оборот товаров, которые были созданы ещё до принятия решения об их маркировке. Получается, что тот участник цепочки реализации продукта, на ком товар «остановился» в момент введения закона о маркировке этого типа продукции, обязан произвести в указанный период маркировку.

Для того чтобы это сделать, нужно подсчитать, сколько на складе осталось непромаркированной продукции, затем запросить у «Честного знака» коды маркировки и, собственно, промаркировать товар.

Теперь приступим к сценариям реализации товара в e-commerce. Тут всё не так просто, т. к. действия интернет-магазина при маркировке зависят в первую очередь от нюансов попадания товара к клиенту, а именно:

  1. используются ли вами пункты выдачи заказов;
  2. пользуется ли интернет-магазин при доставке собственными усилиями или же усилиями подрядчика.

Итак.

Сценарий 1. Предоплата на сайте

У вас на сайте заказывают товар и тут же вносят оплату. В этом случае выбивается чек предоплаты, но вот списать товар с оборота невозможно, т. к. интернет-магазин не знает, какой именно конкретный артикул со склада будет списан. Поэтому чек предоплаты будет без идентификационного номера товара. Списание произойдёт при получении товара в руки клиента (с рук работника ПВЗ или курьера). В этот момент пробивается чек полного расчёта, и продукт полностью выводят из оборота с оповещением в ЕГАИС.

Сценарий 2. Постоплата при получении в пункте выдачи заказов

В этом случае всё проще: клиент платит за товар в самом пункте вывоза при получении, и товар тут же списывают на месте при помощи сканера. Чек при этом формируется один, уже с кодом маркировки.

Сценарий 3. Постоплата при получении курьерской службой магазина

Этот вариант тоже прост: курьер вашей организации сам списывает товар при передаче покупателю. При этом также сразу выбивается единый чек с кодом маркировки.

Единственная сложность в этом случае: как снабдить курьера качественным, компактным оборудованием для маркировки? Продукция списывается при помощи сканера, однако он занимает руки и часто бывает неудобен в эксплуатации.

LIFE PAY предлагает заменить сканер приложением в смартфоне — LIFE POS. В функционал приложения, помимо приёма платежей через смартфон, кассовых и учётных функций, входит возможность выводить товар из оборота при помощи камеры смартфона. Курьеру нужно лишь активировать пункт меню приложения «Маркировка». В данном поле выбирается, к какой категории маркированного товара относится позиция, если это применимо. В случае выбора какой-либо категории при продаже данной позиции будет включаться сканер для считывания маркировки с упаковки. При успешном сканировании товар добавляется в продажу.

Подробнее о маркировке в LIFE POS читайте в нашем материале в блоге: Маркировка товаров — как списывать товар из оборота в одно касание | LIFE PAY (life-pay.ru)

Сценарий 4. Постоплата при получении заказа сторонней курьерской службой

В этом случае код маркировки пробивается и списание происходит при передаче товара сторонней курьерской службе. Т. е. списание производит сам интернет-магазин. А служба при доставке печатает закрывающий чек («уведомление предоплаты»), но уже без кодов. В этом случае информация о выбытии в «Честный знак» передаётся по факту ещё до получения заказа клиентом.

Сценарий 5. Предоплата при получении заказа сторонней курьерской службой

Здесь e-commerce-ретейлер печатает чек предоплаты и право окончательно списать товар передаёт подрядчику по доставке. Курьер при передаче товара формирует второй чек, уже содержащий код маркировки и выводящий товар из оборота.

В данной статье описаны лишь самые популярные сценарии, в реальной практике нюансов может встречаться намного больше.

Советуем держать руку на пульсе и следить за планами ЕГАИС и Правительства. И, конечно, быть начеку.

Про основные виды чеков в e-commerce можно почитать в нашем специальном чек-листе, который вам пришлют коллеги из LIFE PAY.